Ирина Владимировна Пуляевская
Фоторепортаж «Мы формируем нашу речь!»
Здравствуйте уважаемые родители и коллеги!
Наступил новый учебный год и, возможно Ваш ребенок начал посещать занятия с учителем-логопедом. Кто-то из ребят неправильно произносит звуки, кто-то путает звуки, близкие по звучанию, а с кем-то из детей придется работать над связной речью. Этот "фоторепортаж" для тех родителей, кто желает знать-как же происходит работа с ребенком, направленная на устранение речевых нарушений в нашем дошкольном учреждении.
ЭТАП 1
Публикация «Фоторепортаж „Мы формируем нашу речь!“» размещена в разделах
Если ребенок не умеет правильно произносить определенный звук, то вся работа начинается с того, что формируется правильный артикуляционный уклад. Что же это такое? Для произнесения каждого звука язык, губы, мягкое небо принимают свое положение. Например, при произнесении шипящих звуков-язык принимает форму "чашечки" и его кончик поднимается вверх, а при произнесении "свистящих" звуков,наоборот, язык выгибается как "мостик", а его кончик опускается вниз. и чтобы ребенок правильно произнес нужный звук, язык должен работать четко и правильно. Поэтому, этот самый уклад нужно формировать. И на этом приходят на помощь определенные упражнения, которые ребенок должен выполнять регулярно, пока все органы артикуляции не будут готовы к произнесению "трудного" звука.
Артикуляционная гимнастика
(Биоэнергопластика-руки и язык работают вместе)
Это гимнастика позволяет сделать все органы артикуляции более подвижными.
. Если одних упражнений недостаточно и работа продвигается медленно,то на помощь приходит специальный массаж. Логопедический массаж дает возможность целенаправленно действовать на те органы, которым требуется дополнительная помощь и тогда их деятельность активизируется и восстанавливается гораздо быстрее.
(Массаж)
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Здравствуйте уважаемые родители и коллеги Наступил новый учебный год и возможно Ваш ребенок начал посещать занятия с учителем логопедом](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-119454-1510118515.jpg)
(Самомассаж)
Не одно логопедическое занятие не обходится без упражнений над формированием правильного речевого дыхания, ведь именно оно участвует в образовании звуков. Воздушная струя должна быть плавной, дыхание спокойным, а воздух ребенок должен уметь направлять на определенную часть языка, в зависимости от того, над каким звуком идет работа. И при этом, что очень важно- с разной силой!
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Кто то из ребят неправильно произносит звуки кто то путает звуки близкие по звучанию а с кем то из детей придется работать над связной речью](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-119454-1510118593.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Этот фоторепортаж для тех родителей кто желает знать как же происходит работа с ребенком направленная на устранение речевых нарушений в нашем дошкольном учреждении](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-119454-1510118620.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Что же это такое Для произнесения каждого звука язык губы мягкое небо принимают свое положение](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-119454-1510118646.jpg)
На помощь приходят различные вертушки, игры, трубочки для коктейля и многое, многое другое. А еще очень помогает нам в занятиях дыхательная гимнастика Стрельниковой.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 и чтобы ребенок правильно произнес нужный звук язык должен работать четко и правильно](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-119454-1510118694.jpg)
Теперь необходимо сформировать изолированное произношение звука. Путем специальных упражнений звук формируется и закрепляется изолированно, то есть, один, без сочетания с другими звуками.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Поэтому этот самый уклад нужно формировать](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-119454-1510118744.jpg)
(Постановка звука)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 И на этом приходят на помощь определенные упражнения которые ребенок должен выполнять регулярно пока все органы артикуляции не будут готовы к произнесению трудного звука](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-119454-1510118785.jpg)
(Закрепление звука по звуковым дорожкам)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Артикуляционная гимнастика](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-119454-1510118835.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Биоэнергопластика руки и язык работают вместе Это гимнастика позволяет сделать все органы артикуляции более подвижными](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-119454-1510118972.jpg)
Для того, чтобы ребенку было интересно-дорожки у меня разные-на световой тумбе с песком, с бусинками, и объемные из разного материала. Такие дорожки помогают не только формировать звукопроизношение, но и позволяют развивать мелкую моторику рук. Когда звук "поставлен", необходимо его закреплять. То есть учить ребенка чтобы он правильно произносил его. Сначала в открытых слогах (са-со-су, затем в закрытых (ас-ос-ус, затем в слогах, напрмер из трех звуков (аса-осо-ысы, затем в слогах со стечением согласных (ска-спа-сма). Таких слоговых комбинаций много, но нельзя торопиться и пропускать какой либо слоговой этап. Даже если ребенку легко удается произносить звук в определенных слоговых сочетаниях- все же время отработке нужно уделить! Только после того, как все тонкости работы со слогами освоены- отрабатываем произношение в словах, словосочетаниях, предложениях и только потом в связной речи. Терпеливо, не пропуская не одного этапа!
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Если одних упражнений недостаточно и работа продвигается медленно то на помощь приходит специальный массаж](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-119454-1510118944.jpg)
Закрепляем звук и расширяем словарный запас по теме "Животные".
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Логопедический массаж дает возможность целенаправленно действовать на те органы которым требуется дополнительная помощь и тогда их деятельность активизируется и восстанавливается гораздо быстрее](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-119454-1510119634.jpg)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Самомассаж Не одно логопедическое занятие не обходится без упражнений над формированием правильного речевого дыхания ведь именно оно участвует в образовании звуков](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-119454-1510119005.jpg)
Закрепляем звук и формируем навыки языкового анализа и синтеза.
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Воздушная струя должна быть плавной дыхание спокойным а воздух ребенок должен уметь направлять на определенную часть языка в зависимости от того над каким звуком идет работа](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-119454-1510119700.jpg)
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 И при этом что очень важно с разной силой](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-119454-1510119093.jpg)
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 На помощь приходят различные вертушки игры трубочки для коктейля и многое многое другое](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-119454-1510119201.jpg)
Закрепляем звук в связной речи и придумываем рассказ по картине.
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 А еще очень помогает нам в занятиях дыхательная гимнастика Стрельниковой](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-119454-1510119264.jpg)
Работаем в подгруппах. Чей рассказ лучше?
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Теперь необходимо сформировать изолированное произношение звука](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-119454-1510119310.jpg)
Работаем над звукопроизношением и делаем свою "маленькую" азбуку.
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Путем специальных упражнений звук формируется и закрепляется изолированно то есть один без сочетания с другими звуками](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-119454-1510119399.jpg)
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 Постановка звука](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-119454-1510119784.jpg)
Азбука может быть и пластилиновой!
![Смотреть фотографию №20 Фото №20 Закрепление звука по звуковым дорожкам](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-119454-1510119843.jpg)
Вся работа идет параллельно и охватывает не только звукопроизношение, но и все стороны речи. Очень важно понимать, что для будущих первоклассников-это серьезная, трудная работа. И именно родители могут помочь и логопеду и своему ребенку преодолеть все нарушения гораздо легче и быстрее!
Итог важнейших наших встреч-мы формируем нашу речь!"