Ирина Владимировна Пуляевская
Фоторепортаж «Мы формируем нашу речь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые родители и коллеги!
Наступил новый учебный год и, возможно Ваш ребенок начал посещать занятия с учителем-логопедом. Кто-то из ребят неправильно произносит звуки, кто-то путает звуки, близкие по звучанию, а с кем-то из детей придется работать над связной речью. Этот "фоторепортаж" для тех родителей, кто желает знать-как же происходит работа с ребенком, направленная на устранение речевых нарушений в нашем дошкольном учреждении.
ЭТАП 1
Публикация «Фоторепортаж „Мы формируем нашу речь!“» размещена в разделах
Если ребенок не умеет правильно произносить определенный звук, то вся работа начинается с того, что формируется правильный артикуляционный уклад. Что же это такое? Для произнесения каждого звука язык, губы, мягкое небо принимают свое положение. Например, при произнесении шипящих звуков-язык принимает форму "чашечки" и его кончик поднимается вверх, а при произнесении "свистящих" звуков,наоборот, язык выгибается как "мостик", а его кончик опускается вниз. и чтобы ребенок правильно произнес нужный звук, язык должен работать четко и правильно. Поэтому, этот самый уклад нужно формировать. И на этом приходят на помощь определенные упражнения, которые ребенок должен выполнять регулярно, пока все органы артикуляции не будут готовы к произнесению "трудного" звука.
Артикуляционная гимнастика
(Биоэнергопластика-руки и язык работают вместе)
Это гимнастика позволяет сделать все органы артикуляции более подвижными.
. Если одних упражнений недостаточно и работа продвигается медленно,то на помощь приходит специальный массаж. Логопедический массаж дает возможность целенаправленно действовать на те органы, которым требуется дополнительная помощь и тогда их деятельность активизируется и восстанавливается гораздо быстрее.
(Массаж)
(Самомассаж)
Не одно логопедическое занятие не обходится без упражнений над формированием правильного речевого дыхания, ведь именно оно участвует в образовании звуков. Воздушная струя должна быть плавной, дыхание спокойным, а воздух ребенок должен уметь направлять на определенную часть языка, в зависимости от того, над каким звуком идет работа. И при этом, что очень важно- с разной силой!
На помощь приходят различные вертушки, игры, трубочки для коктейля и многое, многое другое. А еще очень помогает нам в занятиях дыхательная гимнастика Стрельниковой.
Теперь необходимо сформировать изолированное произношение звука. Путем специальных упражнений звук формируется и закрепляется изолированно, то есть, один, без сочетания с другими звуками.
(Постановка звука)
(Закрепление звука по звуковым дорожкам)
Для того, чтобы ребенку было интересно-дорожки у меня разные-на световой тумбе с песком, с бусинками, и объемные из разного материала. Такие дорожки помогают не только формировать звукопроизношение, но и позволяют развивать мелкую моторику рук. Когда звук "поставлен", необходимо его закреплять. То есть учить ребенка чтобы он правильно произносил его. Сначала в открытых слогах (са-со-су, затем в закрытых (ас-ос-ус, затем в слогах, напрмер из трех звуков (аса-осо-ысы, затем в слогах со стечением согласных (ска-спа-сма). Таких слоговых комбинаций много, но нельзя торопиться и пропускать какой либо слоговой этап. Даже если ребенку легко удается произносить звук в определенных слоговых сочетаниях- все же время отработке нужно уделить! Только после того, как все тонкости работы со слогами освоены- отрабатываем произношение в словах, словосочетаниях, предложениях и только потом в связной речи. Терпеливо, не пропуская не одного этапа!
Закрепляем звук и расширяем словарный запас по теме "Животные".
Закрепляем звук и формируем навыки языкового анализа и синтеза.
Закрепляем звук в связной речи и придумываем рассказ по картине.
Работаем в подгруппах. Чей рассказ лучше?
Работаем над звукопроизношением и делаем свою "маленькую" азбуку.
Азбука может быть и пластилиновой!
Вся работа идет параллельно и охватывает не только звукопроизношение, но и все стороны речи. Очень важно понимать, что для будущих первоклассников-это серьезная, трудная работа. И именно родители могут помочь и логопеду и своему ребенку преодолеть все нарушения гораздо легче и быстрее!
Итог важнейших наших встреч-мы формируем нашу речь!"