Елена Скопина
Формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников и социальными партнерами с использованием дистанционных технологий
Еще совсем недавно о дистанционном обучении и о дистанционных формах взаимодействия с социальными партнерами можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий ни у кого не вызывает удивления. В условиях эпидемиологической ситуации, сложившейся в стране, взаимодействия дошкольных образовательных организаций с общеобразовательными, спортивными, музыкальными школами, библиотеками и другими социальными партнерами были переведены в дистанционный формат с использованием мультимедийных технологий.
Публикация «Формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников и социальными партнерами с использованием дистанционных технологий» размещена в разделах
Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось быстро и без особой подготовки.
Актуальность темы также обусловлена тем, что в настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми и с социальными партнерами и внедрить инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности и современным условиям.
В период сложной эпидемиологической обстановки в регионе (самоизоляции) перед педагогическим коллективом нашего детского сада стоял сложный вопрос, как продолжить работу по развитию и воспитанию детей. Главным инструментом в работе педагогов стали информационно-коммуникационные сети, т. е. работа велась в форме дистанционного взаимодействия с воспитанниками при непосредственном участии родителей.
Основной целью педагогов было: оказание педагогической поддержки родителям в удаленном доступе, помощь в подборе актуальной информации, вовлечение родителей в учебный процесс и возможность продуктивно проводить досуг с детьми.
Наше образовательное учреждение реализует образовательную программу на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Следовательно, весь учебно-методический материал для воспитанников составлялся в соответствии с программным содержанием и тематическим планом.
Во всех аккаунтах социальных сетей (Instagram, facebook, VK, на личных сайтах педагогов, в информационной системе «Сетевой город», а также на
официальном сайте учреждения размещались обучающие ролики в доступном и понятном для родителей и воспитанников формате.
«Материал был представлен в виде обучающих презентаций и мастер-классов для детей: по аппликации, рисованию, конструированию, по познавательному и речевому развитию. Размещались видео-материалы и увлекательные мультфильмы по безопасности. Для родителей публиковались консультации и рекомендации по проблемам и особенностям развития детей разного возраста, по проблемам семейных взаимоотношений, а также по безопасности детей. Педагоги размещали рекомендательный материал по дидактическим и подвижным играм с детьми дома, а также материал для чтения малышам, в соответствии программой обучения и воспитания. Были охвачены все области развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Помимо материалов по образовательной программе воспитатели привлекали детей к участию в творческих конкурсах различного уровня: уровень ДОУ, региональный и федеральный уровни. Дошкольники вместе с родителями рисовали, делали поделки, учили стихотворения и присылали фото и видео отчеты педагогам. Для эффективности обратной связи использовали группы в социальной сети и мессенджеры. Например, родителям предлагалось заучить с ребенком стихотворение и с помощью мессенджера Viber или социальной сети ВКонтакте отправить педагогу видеофайл» 1.
Ведущей формой организации образовательного процесса была, конечно, игра.
Педагоги в игровой форме проводили обучающие занятия, предлагали подборку игр, на которую они снимали видеоролик.
Инструктор по физической культуре снимала на видео комплексы утренней гимнастики, упражнения на растяжку, на укрепление мышц для всех возрастных групп и отправляла воспитателям в мессенджеры, а также публиковала их на своих станицах социальных сетей.
Об эффективности дистанционного обучения говорить очень сложно, но ясно одно - за период самоизоляции получили огромный опыт, в этой новой области, все участники образовательных отношений.
После перехода детских садов в обычный формат, работа в дистанционном режиме сохранилась с социальными партнерами. Так, каждым специалистом детского сада был разработан план для работы с СОШ, с музыкальной и спортивной школами, с библиотекой и музеями города. Это новый формат, но он не менее интересен и был принят воспитанниками с большим интересом. У детей появилась возможность смотреть онлайн-концерты, онлайн-экскурсии, онлайн-тренировки и мастер-классы.
Опыт использования дистанционного образования в ДОУ, безусловно, невелик и требует доработок. Однако хочется верить, что опыт такого взаимодействия не останется невостребованным и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад.
Список литературы:
1. Безруких М. М., Макарова Л. В., Параничева Т. М. Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / ФГБНУ «ИВФ РАО», Москва – 2020.
2. Кандаурова Н. В. Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий. – Образовательный портал «Prodlenka».
3. Чекунова Н. В., Баркалова О. А., МоскалеваО. В. [и др. ]. Дистанционные образовательные технологии в дошкольном образовании (опыт работы по взаимодействию педагогов детского сада и воспитанников в период самоизоляции) - Молодой ученый. - 2020. - № 26 (316). - С. 321-323.