Надежда Стегнина
Формы вовлечения родителей детей с ОВЗ в образовательную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Современные условия реализации образовательного процесса, требуют строить взаимоотношения всех участников образовательных отношений через партнерство. Однако, не всем педагогам и родителям удается построить их в силу своего опыта, индивидуальных особенностей и т. д. Отсюда, проблема становления межличностного общения на основе человеческих отношений связаны с неустойчивыми критериями воспитания ребёнка в сегодняшних условиях. Большинство детей уже 5-6 лет отличают «хорошие» поступки от «плохих», но это не всегда соответствует правилам поведения.
Публикация «Формы вовлечения родителей детей с ОВЗ в образовательную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Часто наблюдаются определённые нарушения в общении детей — уход от контакта со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. От того как складываются отношения детей в группе сверстников, зависит его последующий путь его личностного и социального развития.
Для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно- ценных качеств личности ребёнка и определяющих его поведение в обществе сверстников.
Чем выше самооценка у детей, тем более непринужденно и раскрепощено дети общаются между собой и с взрослыми. Ведь положение детей в игре неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие в роли ведомых.
В связи с этим, предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру. А на это способны лишь уверенные в себе дети. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников, что повышает активность детей в общении, формируются доброжелательные отношения между сверстниками.
Формируя группу компенсирующей направленности, понимаем, что дети, как и родители в группе, еще не знакомы. Для того, чтобы складывались доброжелательные отношения между всеми участниками образовательных отношений, необходимо уделять этому большое внимание. В нашем саду, такая работа реализуется через систему совместных мероприятий и подчинена единой цели - способствовать созданию условий для формирования положительного и доброжелательного отношения между сверстниками, представлений об элементарных нормах общения между сверстниками. В связи с этим, нами были поставлены следующие задачи:
• Научить оценивать свои навыки и способности. Воспитать чувство уверенности в своих возможностях.
• Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.
• Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентоспособность.
• Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний. Сформировать положительную реальную Я-концепцию.
• Формировать активную позицию родителей в воспитании детей, повышать их степень участия в педагогическом процессе
• Просвещать родителей с целью повышения психологической и педагогической культуры.
Целевая аудитория – дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители. Предлагаем вам примерный алгоритм организации работы по сплочению детско – родительского коллектива в адаптационный период группы компенсирующей направленности № 2 МБДОУ д/с № 57 г. Белгорода.
Алгоритм работы с родителями по сплочению детско – родительского коллектива в адаптационный период группы компенсирующей направленности
Этап Содержание Участники
Подготовительный 1. Подбор программно – методического материала по направлению работы.
2. Совершенствование развивающей среды.
3. Разработка картотеки дидактических игр по теме.
4. Разработка картотеки подвижных игр по теме.
5. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.
6. Работа с родителями : анкетирование родителей Педагоги
Психолог
Родители
Дети
Деятельностный После того, как списки детей сформированы, педагоги и родители заранее обговаривают время встречи, возможность участия родителей в мероприятии «День открытых дверей» (презентация образовательного пространства группы, детьми смежной группы). Подготавливается необходимое оборудование, развивающее пространство.
Во время мероприятия дети подготовительной группы компенсирующей направленности представляют образовательные центры, рассказывают о правилах и традициях группы. Заканчивается встреча созданием плаката «Планета Дружбы».
В течении первого месяца пребывания детей в новой группе, совместно с родителями организуется цикл бесед на тему «Давайте жить дружно».
Каждый четверг в группе для детей и родителей открывает свои двери «Библиотека добрых книг» ( познавательное чтение: М. Пляцковский «Урок дружбы», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», А. Павловой «Сказка о дружбе котёнка Кеша и мышки Мани» и другие).
В вечерние часы, по предварительной договоренности с родителями, организуются игры на планете «Дружба».
«Волшебная шляпа»
Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебную шляпу. Тот, кто ее наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эту шляпу. Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эту шляпу и хорошенько рассмотрел своего друга. Возможно мы с помощью волшебной шляпы сумеем рассмотреть то, что вы раньше не замечали».
«Норка перемирия»
Детям предлагается имитация норы с входными отверстиями с двух сторон. Дети вставляют руки в предложенные отверстия и с помощью рукопожатия пытаются найти слова примирения.
«Баночка плохого настроения»
Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в баночку. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в эту баночку и идете выбрасывать ее.
«Ласковый Ёжик»
Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например, Сереженька, Богданчик, Олечка и т. д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.
«Мячик Комплимент» с ленточками
Предложите детям сесть в круг лицом и взять в руки ленточки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом и завязать ленточку с комплиментом на мяч. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку.
«Кукарики»
Дети одевают на руку друга - Кукарика и разговаривают в товарищем от лица вымышленного персонажа говоря другу о хороших (или не очень) сторонах в его поведении.
«Царь- царевич»
Ребята по очереди садятся на царский трон (становится царевичем или царевной планеты «Дружба», а ваши друзья говорят вам приятные слова.
Дети
Родители
Педагоги
Обобщающий (итоговый) Анализ и обобщение результатов работы по сплочению детско – родительского коллектива в адаптационный период.
Развлечение в детском саду «В кругу друзей» Педагоги
Психолог
Родители
Дети
После каждого мероприятия в раздевалке группы на «Образовательной афише» размещается информация о проведенных мероприятиях, также родители могут оставить свой отзыв о проведенной встрече ссылаясь на впечатления ребенка.