Котова Ирина Сергеевна
Формы устройства детей Дома ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Острый социальный кризис в нашей стране отразился не только на материальном, но и на нравственном здоровье семьи, как института естественной биологической и соци-альной защиты ребенка. Основными причинами, способствующими распространенности социального сиротства, считаются: рост числа детей, рожденных вне брака, социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые от-ношения между ними, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка).
Публикация «Формы устройства детей Дома ребенка» размещена в разделах
Очень тяжелы для детей последствия социального сиротства:
- Глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобре-тенные еще до официальной констатации потери семьи;
- Аномальное внутриутробное развитие в процессе нежеланной беременности;
- Отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства.
Забота о детях и особенно о детях, лишенных попечения родителей, всегда была одной из основных обязанностей государства.
Только при отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди-телей, всех типов (воспитательные, лечебные, социальной защиты и т. п.). Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. Устройство ребенка в учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не снимает с органа опеки и попечительства обязанности подыскивать для него усыновителей, опекунов или приемных родителей.
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социальной по-мощи населению (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отстало-стью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здраво-охранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.
Ребенок, который растет и воспитывается не в своей семье – всегда нежелательное и противоестественное явление. Содержание младенца с первых недель жизни даже в са-мых комфортабельных и психологически щадящих условиях вне контакта с матерью за-кономерно приводит в более чем 90% случаев к нарушениям его развития. Дети, воспиты-вающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции.
Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (при не-возможности устройства на воспитание в семью, является их передача в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (образовательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
Дом ребенка является учреждением здравоохранения, предназначенным для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям с дефектами умственного и физического развития. В специализированном доме ребенка воспитываются дети – до четырехлетнего возраста.
Основная задача Дома ребенка - обеспечение своевременного и полноценного фи-зического и психического развития, оптимального состояния здоровья детей, подготовки их к жизни в обществе, облегчение социальной адаптации.
Возвращение детей родителям осуществляется по заключению отдела образования по месту их жительства в срок, указанный в заявлении.
Перевод детей в детские дома осуществляется в соответствии с заключением ме-дико-педагогической комиссии.
Несмотря на то, что Дом ребенка специализированный и в нем воспитываются де-ти имеющие различные отклонения в развитии, «ребенок-инвалид» вся проводимая ком-плексная медико-психолого-педагогическая и социальная реабилитация всех специали-стов, позволила большой процент воспитанников вывести с положительной динамикой на новые уровни нервно-психического развития, что позволило им продолжить обучение в других дошкольных учреждениях
Из дома ребенка дети выбывают :
- при возвращении в семью,
- при переводе в систему образования,
- детские дома системы социального обеспечения,
- при передаче на усыновление,
- под опеку,
- в приемные семьи
За период работы Дома ребенка с декабря 1995 года по декабрь 2017 года поступи-ло 2227 воспитанников и выбыло 2115 детей.
Движения детей из ОКУЗ СДР
В дошкольные учреждения было переведено 427 детей :
- В интернатные учреждения образования – 346
- В учреждения социальной защиты – 81
ВОЗВРАЩЕНИЕ В БИОЛОГИЧЕСКУЮ СЕМЬЮ
Одной из форм перевода детей из дома ребенка является их возвращение в биоло-гическую семью.
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Потеря семьи – тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе, даже в тех случаях, когда он достаточно быстро обретает новую семью. Воспитание в условиях государственных сиротских учреждений, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление – этапы, травмирующие психику ребенка, делающие невозможной реализацию его потенциальных возможностей, кардинально меняющие его судьбу, надолго разрушающие систему его взаимоотношений с окружающим миром.
Семья – основная ячейка общества, ядро социальной сферы и центр социальной политики государства.
Являясь кровными родственниками, члены семьи любят и уважают друг друга. За-рабатывают средства для содержания семьи и по взаимному согласию их расходуют. Совместно противодействуют беде, когда кто-то заболел, стал инвалидом или когда с те-чением времени в семье появляются нетрудоспособные по возрасту лица. Каждый по доб-рой воле проявляет заботу обо всех членах семьи.
Одной из самых важных направлений в работе Дома ребенка – укрепление и со-хранение семейных отношений, поддержание семьи, оказание помощи. Родители, поме-щающие детей для реабилитации, имеющих отклонения в развитии получают в Доме ре-бенка медикаментозную, педагогическую, консультативную помощь. Администрация До-ма ребенка поддерживает и приветствует общение близких родственников с воспитанни-ками, создает благоприятные условия общения, удобные для родственников. С этой це-лью выписывают пропуска-разрешения для посещения в удобное время для них время.
За весь период работы Дома ребенка 507 детей были возвращены в семью.
УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ)
Люди щедрой души и доброго сердца приходит на помощь детям-сиротам. Воз-можности для компенсации ребенку дефицита родительской заботы и ласки разнообраз-ны. Но прежде всего это – усыновление.
Усыновление – это наиболее предпочтительная форма государственного устрой-ства детей, лишившихся родительского попечения. Под усыновлением понимается юри-дический акт, в результате которого между усыновителями и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным - с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению. Отсюда следует, что усыновление влечет за совой следующие правовые последствия:
- установление новой правовой связи между усыновителем и ребенком, а также между родственниками усыновителя;
- прекращение правовой связи усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по действительному кровному происхождению.
Главной его целью является обеспечение детям семейного воспитания, создание детям, лишенным родительского попечения, наиболее благоприятных условий для жизни и развития.
На усыновление передаются дети, родители которых умерли, лишены родитель-ских прав, признаны недееспособными, безвестно отсутствующими. Учет детей, которые могут быть переданы на усыновление, а также лиц, желающих усыновить ребенка (канди-датов в усыновители, ведется только в районном, городском, областном отделах образо-вания.
Усыновление производится в судебном порядке. Он введен в целях усиления га-рантии прав детей, оставшихся без попечения родителей и соответствует мировой практике судебного порядка усыновления. Судебный порядок усыновления в наибольшей степени отвечает интересам ребенка, т. к. суд независим от каких-либо ведомственных или местных влияний и подчиняется только требованиям закона.
Закон не содержит ограничений по усыновлению детей, страдающих каким-либо заболеванием, из чего следует, что усыновлены могут быть как здоровые, так и больные дети. Однако если ребенок болен или имеет какие-либо отклонения в своем развитии, то в таких случаях кандидаты в усыновители должны быть поставлены в известность о со-стоянии здоровья ребенка и о дополнительных условиях морального и материального ха-рактера, которые потребуются от них в будущем для надлежащего воспитания ребенка. Информация о состоянии здоровья ребенка должна содержаться в специальном медицин-ском заключении о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, вы-данном экспертной медицинской комиссией, которое прилагается к предоставляемому в суд заключению органов опеки и попечительства о соответствии усыновления интересам ребенка. По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка.
Дела об установлении усыновления рассматриваются судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным ГПК, с обязательным участием самих усыновителей, органа опеки и попечительства, а также прокурора. Усыновление яв-ляется добровольным актом, и может быть произведено только по просьбе лица, желаю-щим усыновить ребенка в письменной форме. Решение вопроса об усыновлении жела-тельно принимать по месту жительства ребенка, поскольку это дает возможность полнее обеспечить тайну усыновления ребенка, собрать необходимые документы, выяснить все обстоятельства о целесообразности усыновления, относящиеся к ребенку.
При усыновлении детей, находящихся в детском доме необходимо согласие адми-нистрации учреждения на усыновление. Если ребенок находится под опекой, то на его усыновление необходимо получить согласие опекуна. Наличие согласие опекуна не осво-бождает о необходимости получения согласия от родителей. Если опекун не дает согла-сия, то выясняются причины и мотивы возражения, если же причины не обоснованы и противоречат интересам ребенка, то опекун может быть отстранен от выполнения своих обязанностей.
В настоящее время часты случаи поступления детей в Дом ребенка по заявлению родителей о согласии на усыновление, которые практически отказываются от воспитания и содержания. В данном случае «отказ» юридически не точен, т. к. никому не дано право отказываться от своих обязанностей по воспитанию детей. Передача детей раннего воз-раста (до 3-х лет) на усыновление производится только через лечебно-профилактические учреждения и с согласия администрации этих учреждений. Непосредственная передача детей от одних граждан к другим не допускается за исключением усыновления их род-ственниками. Органы народного образования и здравоохранения должны принимать меры к объединению детей, имеющих родственные отношения, за исключением особых обстоятельств – наличие медицинских противопоказаний для усыновления одного из них, неосведомленность о существовании друг друга и др.
Взаимные права и обязанности усыновителей и ребёнка возникают со дня вступ-ления в законную силу решения суда об установлении усыновления.
Усыновление осуществляется не на какой=то определённый отрезок времени, а навсегда.
Усыновление, являясь лучшей формой устройства оставшихся без родителей детей, должно иметь постоянный характер и сохраняться на всю жизнь усыновленного и усыновителей.
За весь период работы Областного специализированного Дома ребенка прошло 586 усыновлений.
ОПЕКА
Опека и попечительство – это одна из форм семейного воспитания несовершенно-летних. Над каждым ребенком, оставшимся без родительского надзора, устанавливается опека или попечительство, т. е. назначается лицо, несущее ответственность за его жизнь, здоровье и воспитание. Над детьми в возрасте до 14 лет устанавливается опека, а над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет – попечительство. Эта форма воспитания устанавливается над несовершеннолетними независимо от того, передаются ли они в семью посторонних граждан или родственников.
Опекун или попечитель назначается не позднее месячного срока со времени, когда отделу народного образования стало известно о необходимости установления опеки или попечительства.
В тех случаях, когда воспитание детей осуществляется исключительно детскими учреждениями опекуны не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на ад-министрацию детского учреждения.
Решение об установлении опеки выносится по Распоряжению (Постановлению) отдела образования, опеки и попечительства районного, городского или сельского органа местного самоуправления по месту жительства несовершеннолетнего. Права и обязанно-сти опекуна возникают с момента вынесения решения о его назначении.
Решение вопроса о назначении опеки целесообразно принимать по месту житель-ства ребенка. Как правило, это наиболее полно отвечает интересам, помогает выбрать пе-дагогически оправданную форму устройства ребенка с учетом наличия братьев и сестер, родственников, желающих и способных заниматься его воспитанием, и обеспечивает за-щиту жилищных, пенсионных и наследственных прав несовершеннолетнего. В отдельных случаях опека может быть установлена по месту жительства опекуна. На переезд ребенка к будущему опекуну разрешение дает отдел народного образования по месту жительства несовершеннолетнего.
Опекуном может быть назначен как родственник, так и постороннее лицо, но только с его согласия. Близкие родственники, желающие взять на воспитание осиротевших детей и располагающие для этого надлежащими условиями, имеют преимущественное право стать опекунами. Несовершеннолетние, лица, лишенные родительских прав, признанные недееспособными или ограничено дееспособными, не могут быть опекунами.
Отделы опеки и попечительства осуществляют постоянный контроль за условиями жизни детей, находящихся под опекой. Не менее 2 раза в год они проводят обследование опекаемых, оказывают необходимую помощь в их воспитании.
Особое место по охране прав и интересов детей раннего возраста принадлежит ор-ганам и учреждениям здравоохранения. Работа по охране прав детства в отношении детей раннего возраста осуществляется администрацией дома ребенка.
Детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и дру-гих аналогичных учреждениях, опекуны не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений.
Временное помещение ребенка опекуном в такое учреждение не прекращает прав и обязанностей опекуна в отношении этого ребенка.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в учреждениях.
Защита прав выпускников учреждений возлагается на органы опеки и попечитель-ства.
За весь период работы ОКУЗ СДР было передано под опеку на воспитание граж-данам РФ 442 воспитанника.
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ
Еще одна из форм устройства несовершеннолетних воспитанников – передача их на воспитание в приемную семью.
Приемная семья - то форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попе-чения родителей, на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемная семы дает возможность обеспечить детям их право на семейное воспитание, которому законом отдается безусловное предпочтение.
Договор о передаче ребенка на воспитание в семью заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями, то есть супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка на воспитание в семью. Основанием для заключения такого договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. К заявлению должны быть приложены действующее в течение одного года заключение органа опеки и попечительства о возможности данных лиц быть приемными родителями и другие необходимые документы.
Приемные родители в отличие от опекунов состоят в договорных отношениях с органом опеки и попечительства и получают вознаграждение за выполнение своих обя-занностей.
На воспитание в приемную семью передаются несовершеннолетние дети, общее число которых в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превы-шать, как правило, 8 человек. Срок, на который дети помещаются в приемную семью, должен указываться в договоре о передаче ребенка в приемную семью.
При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечи-тельства обязан руководствоваться интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного учреждения, в котором находится ребенок. Передача в приемную семью ребенка, достиг-шего возраста десяти лет, осуществляется только с его согласия. По общему правилу, не допускается при образовании приемной семьи разъединение братьев и сестер. Поэтому дети, находящиеся в родстве между собой, передаются в одну приемную семью. Исклю-чение из этого правила возможно только тогда, когда это отвечает интересам детей (по медицинским показаниям дети не могут быть переданы в одну семью; братья и сестры находились в разных воспитательных учреждениях и не осведомлены о своем родстве; другие обстоятельства, в силу которых дети не могут воспитываться вместе.
Приемная семья – это форма устройства, которая за весь период работы ОКУЗ СДР была самая незначительная. Всего было передано 45 детей в приемные семьи.
Перед коллективами учреждений поставлена задача – устройство детей в семью.
Специфика социальной среды домов ребенка имеет определенные негативные стороны — ограничение у детей возможности формировать тесные эмоциональные связи со взрослыми, отсутствие родительской любви и ласки, измененные условия для формирования личностных качеств ребенка, относительная бедность внешних впечатлений и др. Эти особенности нельзя сбрасывать со счетов, так как развитие организма ребенка, формирование его здоровья, психики осуществляется в определенных социальных условиях, которые оказывают влияние на все стороны развития организма ребенка.
Весь персонал дома ребенка должен пытаться ослабить влияние этих неблагопри-ятных факторов и обеспечивать возможно большее1 разнообразие впечатлений и контак-тов детей с внешним миром, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка при формировании его личностных качеств.
Педагогический персонал организует всю жизнь детей, начиная от комплектования групп, оформления интерьера группы, подбора игрушек до целенаправленных действий для стимуляции психического развития каждого ребенка. Он регулирует правильное проведение режимных моментов, игры, самостоятельной деятельности детей, специальных занятий с ними, учитывая при этом индивидуальные особенности и состояние здоровья детей.
В доме ребенка невозможно обеспечить полноценное развитие детей без участия логопеда, который призван не столько исправлять дефекты речи, сколько обеспечивать максимальный уровень речевого развития как у здоровых, так и у больных детей.
Особое место занимает проблема адаптации детей в доме ребенка. Кроме социаль-ной адаптации при поступлении в учреждение, большое значение имеют вопросы адаптации при переводе этих детей в детский дом и особенно при усыновлении, когда резко меняется весь жизненный стереотип ребенка. Во избежание развития у ребенка тяжелого адаптационного синдрома надо готовить к усыновлению не только ребенка, но и его будущих родителей.
Таким образом, при правильно организованной работе домов ребенка и учете всех специфических особенностей этих учреждений можно гарантировать оптимальное разви-тие детей, добиться высокого уровня их здоровья, обеспечить им счастливое детство.