Малахова Любовь Николаевна
Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе совместной деятельности не ставлю задачу прямого обучения речи, как это делаю на занятиях. Постановка проблемных задач носит ситуативный характер. Ребенок говорит только то, что хочет сказать, а не то что спланировал педагог.
Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребенка. Здесь формируется позиция ребенка – как младшего партнера, ведомого взрослым и постоянно необходимо учитывать инициативу ребенка, так как:
Публикация «Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в первой младшей группе» размещена в разделах
- им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут быть оставаться внимательными;
- внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;
- поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;
- детям раннего возраста свойственны подражательность, легкая внушаемость;
- преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.
Совместная деятельность прежде всего должна быть: событийна, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться) и в-третьих- процессуальная (т. к. дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах).
Формы совместной деятельности, используемые
мною в 1 группе раннего возраста :
. наблюдения и элементарный труд в природе;
. игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
. слушание художественной литературы с использованием красочных картинок;
. игры на развитие мелкой моторики;
. инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;
. дидактические игры и упражнения;
. бытовые и игровые ситуации;
. элементарное экспериментирование.
. сценарий активизирующего общения.
Наблюдение и элементарный труд в природе; (дети узнают, показывают и называют некоторые комнатные растения, их части. Чаще всего использую прием- поручение. После выполнения поручения ребенком спрашиваю (Что ты принес? Где взял? Куда положил). С помощью таких вопросов ребенок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающих. Также использую мотивацию действий с предметами и объектами (пример с комнатными растениями –Будем поливать растение, потому что оно хочет пить! Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми) Здесь конечно важно, чтобы ребенок преодолел трудности, почувствовал объективные условия выполнения задания, и конечный результат лучше осознается, и лучше запоминается и отражается в речи.
Сценарий активизирующего общения (здесь выступаю как лидер, заранее разрабатываю программу, сценарий, определенные дидактические и речевые задачи («Концерт для мамы Зайчихи» (дети читают знакомые потешки, показывают пальчиковую игру, поют песенку и т. д). Но строго не следую им. Реализованный сценарий-результат взаимодействия плана и встречной активности детей. Особенностью сценариев активизирующего общения является то, что участие в играх детей добровольное и каждый ребенок может «включиться» или «выключиться» в любой момент. Содержанием сценариев являются организованные игры, ситуации общения, доступные возрасту детей.
Основным методом в совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается:
во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, развивается пассивный и активный словарь детей, речь ребенка.
В-третьих, в такой работе использую обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты, бумага и т. д.)
Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Опыт — это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях, в котором дети принимают самое активное участие, решая познавательные и речевые задачи. Решение познавательной и речевых задач требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
Свою работу я начала с отбора некоторых тем:
Тема: «Вода»
С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в неё и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но её можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть тёплой и холодной.
С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» (стирка кукольного и постельного белья для кукол) дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище если их помыть водой, а белье постирать. Совместно с детьми провела опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус (брали песок и соль).
Тема: «Песок»
Знакомясь с данной темой, проводились различный эксперименты с песком. На прогулке в игре «Испечём угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце игры мы с детьми подвели итог-мокрый песок принимает любую нужную форму. С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой- малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.
Тема: «Воздух»
При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через трубочку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой весёлый звонкий мяч», дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха, мыльные пузыри медленно плывут и опускаются, т. к. внутри воздух. На занятии по ознакомлению с окружающим «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться про помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер-это движение воздуха.
Тема: «Камни»
На занятиях по ознакомлению с окружающим «Лёгкий-тяжёлый» и «Какой формы камень?», «Тонет не тонет?» дети получили представления о том, что камне бывают тяжёлые и лёгкие, и что камни имеют различную форму, дети выяснили, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. Для этого в таз с водой малыши опускали пластмассовые колечки, шарики, кубики деревянные, цветные стеклянные шарики и камни.
Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой, то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и тёплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты-что камни твёрдые.
Тема: «Бумага»
При помощи опытов дети узнали, что бумага лё гкая: её можно сдуть с ладони; что бумага может быть тонкой и толстой, и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона, пластмассовый кораблик плавает в воде, а бумажный кораблик намокает и тонет.
Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста помогли сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей деятельностью более интересной и разнообразной.
Знакомство с мячом и кубиком заставило сделать вывод о том, что кубик можно ставить, из кубиков можно строить, а мяч круглый, он катится, отскакивать от пола, если его бросить на пол и т. д.
При проведении совместной деятельности с детьми решались следующие речевые задачи:
. использование в речи слов с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения;
. вежливые формы общения;
. обогащение и активизация слов (смеется, плачет, веселый-грустный, узнавание их на картинке;
. выражать в речи отдельные состояния и потребности («Я хочу играть», «Я сам»;
. развитие связной речи;
. обогащение словаря прилагательными;
. узнавать предметы по описанию;
. отвечать на вопросы из 2-3 предложений;
. использовать в речи предложения с однородными членами;
. рассказывать о местах хранения игрушек;
. умение использовать в речи слова обозначающие действия с предметами одежды, качества предметов и т. д.
Воспитатель должен спокойно относиться к тому, что во время совместной деятельности дети как бы «перетекают» с места на место – они занимают позицию то «внутри» играющих, то рядом, то вдалеке.
Успех проведения совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи во многом зависит от профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям.