Анна Сюваткина
Формы работы воспитателя с семьей по художественному развитию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание детей дошкольного возраста при осуществляется в семье и детских дошко-льных учреждениях. При этом, цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, долж-ны быть едины [3; с. 18].
Общественное воспитание оказывает огромное влияние на формирование личности бу-дущих граждан общества. В детских садах воспитанием детей занимаются педагоги-специалисты, которые работают по единой государственной Программе, в специально соз-данных условиях. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень рос-сиян, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и ребенком, не проявляют достаточной за-боты о гармоничном развитии его личности. Поэтому «Программа воспитания в детском саду» предусматривает не только непосредственную воспитательно-образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями. В данном случае, речь идет о формировании интереса к изодеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Формы работы воспитателя с семьей по художественному развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Воспитатель обязан систематически и активно распространять педагогические знания в формировании интереса к изодеятельности среди родителей, помогать семье правильно вос-питывать детей, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, развивать преемст-венные связи между приобретением опыта в стенах детского сада и семейным воспитанием [12; с. 34].
Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, осве-щать все стороны развития ребенка, так как формирование интересов ребенка во многом за-висит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи. Важной задачей воспитания дошкольников является формирование эстетических качеств. Художественно-эстетическое воспитание оказывает на личность особое влияние и становится тем важней-шим фактором, который активизирует и умственное, и эстетическое развитие.
Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы лите-ратура, музыка, произведения живописи, народное творчество прочно входили в жизнь се-мьи.
Виды работы дошкольных учреждений с родителями по формированию интереса к изо-деятельности разнообразны: мини-семинары, показ воспитательной работы, организация вы-ставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях : индивидуально и с коллективом родителей [14; с. 35].
Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и т. п.
Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие ро-дительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информацион-ные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т. д.
Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы [14; с. 36].
Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Посещение семьи проходит в несколько этапов. Первый визит в семью - ответственный момент, часто он определяет, будут ли родители доверять воспитателю, прислушиваться к его советам, наладится ли у них контакт и взаимопонимание. Целесообразно, чтобы заведующий помог воспитателю (особенно если у него небольшой опыт) подготовиться к такому посещению: посоветует заранее узнать состав семьи, выяснить, где работают родители, наметить, какие сведения о ребенке нужно получить, продумать ответы на возможные вопросы.
Повторные посещения планируются в зависимости от результатов предварительного знакомства, поведения ребенка в коллективе детей, отношения родителей к своим обязанно-стям, их участия в жизни детского сада.
Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспита-телей и других сотрудников со взрослыми членами семьи. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, об успехах ребенка. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает дос-таточно разговора утром или вечером, когда родители приходят в детский сад [15; с. 11].
Большую пользу в педагогическом просвещении родителей о художественном воспита-нии детей, оказывает собранная в детском саду библиотечка. За время пребывания ребенка в дошкольном учреждении родители могут прочитать много педагогической литературы, при-чем воспитатель имеет возможность руководить их чтением и направлять его.
Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки. Обычно в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практи-ческими рекомендациями; он систематически пополняется, иллюстрации заменяются новы-ми.
Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей — широкая педаго-гическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада.
Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, на-блюдений за поведением детей в группе, воспитатель подбирает материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний [15; с. 21].
Консультации для родителей по вопросам художественного воспитания ребенка могут быть плановыми и внеплановыми. Темы и содержание как плановых, так и внеплановых консультаций обсуждаются. Время и сроки проведения плановых консультаций намечают заранее. О сроках и теме консультации оповещают родителей. Внеплановые консультации назначаются как по инициативе заведующего или воспитателя, так и по просьбе самих роди-телей.