Светлана Курик
Формы работы в технологии экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Формы работы в технологии экологического воспитания.
Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр., но и их связь со средой. Наблюдение, как метод работы с детьми, чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы : занятия, экскурсии, прогулки, акции.
Публикация «Формы работы в технологии экологического воспитания» размещена в разделах
Наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и пр.). Поэтому, составлению циклов, подбору приемов для их проведения уделяется особое внимание. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры зиждется в первую очередь на наблюдении.
Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. В данной технологии словесный метод связан прежде всего с чтением книги «Экология в картинках» : само чтение рассказов (чаще всего неоднократное, вопросы к тексту, пояснение воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном – все это разные формы речевой деятельности, которые позволяют понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.
Особое внимание следует уделить такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубляюще-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения беседы воспитателя с детьми – четкая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно-следственные связи, сформулировать методы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.
Особое значение имеет практическая деятельность дошкольников.
Самостоятельный или совместный труд с воспитателем в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т. е. приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры. Для закрепления знаний и умений, полученных на занятиях, может быть изготовление книг в картинках и иллюстрациях, которыми будут пользоваться дети. К прочитанным рассказам дети прилагают несколько рисунков, которые интересно раскрывают его содержание. По усмотрению воспитателя и детей могут быть сделаны книги, в которых записаны и проиллюстрированы рассказы детей о самых различных явлениях природы, которые их впечатлили. В конце года дети демонстрируют эти книги как результат совместных усилий, коллективно приобретенного интереса к явлениям природы.
Новой формой экологического воспитания можно считать природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. Акции – это общественно значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Их проведение может быть связано с известными датами, всеобщими праздниками. В данную технологию включены две акции – предновогодняя «Зеленая елочка – живая елочка» и «Земля – наш общий дом», которая приурочена к «Дню Земли» - 22 апреля. Акции – это комплексные мероприятия, в которых задействованы различные методы работы с детьми. Их значение в экологическом воспитании чрезвычайно велико : участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения. Технология экологического воспитания обеспечивает всестороннее воспитание ребенка. Весь учебный год совершенствуется интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развивается сенсорика и наблюдательность, они учатся устанавливать связи, зависим ости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы; развиваются разные формы речи : диалог, описание, объяснение, рассказ.
Заботясь о питомцах уголка природы, о растениях в живой природе помогают развить в дошкольниках такие моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других. Эстетическое воспитание сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графики, предметах прикладного искусства, и создавать ее своими руками через разные формы изодеятельности.
Не остается и в стороне и физическое развитие ребенка: практически через еседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.
Таким образом можно считать, что эстетическое воспитание – это целостная система, ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников.