Ольга Хмыз
Формы работы с воспитанниками в ДОУ по формированию гендерной идентичности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлено без учёта гендерных особенностей мальчиков и девочек. А когда такие мальчик и девочка становятся мужчиной и женщиной, у них неизбежно начинаются проблемы: не складывается личная жизнь, наблюдаются затруднения в общении, так как они не способны выполнять свои социальные роли.
Публикация «Формы работы с воспитанниками в ДОУ по формированию гендерной идентичности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Следовательно, задача педагогов, работающих с детьми в ДОУ и решающих проблему гендерной идентификации, заключается в формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.)
В ДОУ №15 решением задач гендерного воспитания занимаются не только воспитатели, но и другие специалисты. Согласно ФГТ вся работа нашего учреждения направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. При реализации проектов, приобщая к истокам русской народной культуре, педагоги знакомят детей с русскими народными играми, пословицами и поговорками о женских и мужских качествах, о семье, труде.
Очень нравятся воспитанникам тренинговые игровые игры, упражнения, «тайные совещания» которые проводит педагог – психолог. Эти тайные совещания приурочены к 23 февраля – для мальчиков, для девочек к 8 марта. Отличительная особенность такого мероприятия - этические правила преподносятся в эмоциональной форме, с использованием элемента таинственности, а запрет на разглашение секрета заставляет детей, особенно мальчиков, проявить самообладание - сохранить тайну. Учитывая это, педагог старается внушить детям, что правила поведения обществ настоящих мужчин и настоящих женщин распространяются на всех мальчиков и девочек группы. Иногда проводились специальные «экстренные совещания», где дети обсуждали случаи нарушения правил тайных обществ.
В процессе НОД по образовательной области «Музыка» работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, девочки акцентируются на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально- ритмических движениях используется дифференцированный подход: мальчики изучают движения, требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).
В процессе НОД по образовательной области «Физическая культура» используем следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников : подбор упражнений только для мальчиков или девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем, ограничения в дозировке физических нагрузок, стили обучения сложным двигательным движениям, распределение ролей в подвижных играх, акцент на мужские и женские виды спорта.
Одним из эффективных средств социализации, как для мальчиков, так и для девочек является изобразительное искусство. В своих рисунках дети отражают свои представления о внешнем виде мальчиков и девочек, дружбе между ними, семейных отношениях («Моя семья», «Мои любимые игрушки», «Бальное платье», «Рыцари и принцессы» и т. д.)
Одной из форм является досуговые мероприятия - праздники, развлечения, КВН, гостиные по различным темам: «День матери», «А, ну-ка, девочки», «Мисс Улыбка», «Рыцарский турнир»; спортивные праздники: «Король ринга», «Крепкий орешек», «Русские богатыри».
Работа всех педагогов по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, дала положительные результаты: выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам.