Вера Слепушкина
Формы работы логопеда с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Формы работы с родителями на базе логопункта
в МАДОУ – детский сад №10
На базе нашего детского сада «Золотая рыбка» функционирует логопункт. На логопункте появилась своя, достаточно, устойчивая и планомерная система работы.
Публикация «Формы работы логопеда с родителями» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В своей деятельности выделяю основное направление – работа с родителями. Ведь задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
На сегодняшний момент существует множество нетрадиционных форм работы с родителями КВН, комплексные занятия с родителями, устные педагогические журналы, рукописные журналы, круглый стол, день открытых дверей, открытое занятие, создание развивающей среды в семье)
В нашем учреждении работа учителя-логопеда с родителями включает в себя :
1. Родительские собрания
2. Консультации:
o по итогам диагностики;
o по итогам коррекционного обучения;
o по организации работы логопункта;
o методы и приемы постановки звуков у детей.
3. Информационные выставки.
4. Рукописная газета.
5. Открытые занятия.
6. День открытых дверей.
Так, например, газета «Пусть ваш ребенок говорит правильно», созданная самими родителями совместно с педагогом и детьми, помогает проводить пропаганду логопедических знаний среди родителей, дети которых не посещают логопункт в силу возрастных, либо каких-то других причин. Родительские собрания – это действенная форма общения логопеда с родителями. Именно на собраниях у логопеда есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами коррекции речи у детей дошкольного возраста; помочь родителям разобраться с трудностями, возникшими в процессе выполнения домашних заданий. Как показывает опыт, именно составление конспекта родительского собрания связано с различными трудностями. Иногда логопед не умеет грамотно выстроить беседу, найти для нее необходимое содержание и формы, выбрать методы активизации родителей. Педагоги с небольшим опытом работы иногда боятся, что родители им могут задать вопрос, на который они не знают ответа. Советую вам самим хорошо разобраться в проблеме, которую преподносите слушателям, подготовиться заранее к мероприятию. При подготовке целесообразно составить развернутый план, тезисы, подобрать яркие, показательные речевые примеры, составить собственные вопросы и т. д.
Рекомендую начинать учебный год со встречи, на которой необходимо осветить закономерности речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста. А уже в середине учебного года провести родительское, задействовав в этом ваших детей на тему: «Как выполнять домашнее задание логопеда?».
Тема: «Как выполнять домашнее задание логопеда?».
План:
1. Вступительное слово учителя-логопеда на тему : «Развитие мелкой моторики руки».
2. Ознакомление родителей с прописями-раскрасками «Линии и фигуры».
3. Практический показ артикуляционных упражнений детьми.
4. Ознакомление родителей с комплексами артикуляционных упражнений для каждого звука (каждому родителю выдается лист с комплексами арт. упр.).
5. Просмотр видеоматериала на тему: «Проведение индивидуального занятия с ребенком».
6. Беседа о просмотренном материале.
7. Решения.
Ход собрания:
1. Вступительное слово учителя-логопеда на тему : «Развитие мелкой моторики руки».
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас сегодня на нашей встрече. И сегодня я хотела бы поделиться с вами маленькими секретами проведения наших логопедических занятий. Я не открою тайну, если скажу, что каждое свое занятие я начинаю с пальчиковой гимнастики. Ведь исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором:
o стимулирующим речевое развитие ребенка,
o способствующим улучшению артикуляционной моторики,
o подготовке кисти руки к письму
o и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Но одной пальчиковой гимнастики мало, поэтому я рекомендую виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
2. Игры и действия с игрушками и предметами:
o раскладывание пуговиц, палочек, зёрен, желудей и т. д. ,
o нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку,
o пришивание, застёгивание и расстёгивание пуговиц,
o игры с мозаикой, строительным материалом и т. д.
3. Изобразительная деятельность:
o лепка из пластилина и глины,
o раскрашивание картинок,
o обведение контуров,
o штриховка,
o рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой,
o работа с ножницами,
o поделки из природного материала и т. д.
Работа по развитию кистей рук проводите систематически по 3 – 5 минут ежедневно.
В начале дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, в начале выполняются пассивно, с вашей помощью, а по мере усвоения, дети переходят к самостоятельному выполнению.
2. Ознакомление родителей с прописями-раскрасками «Линии и фигуры».
Мы рекомендуем вам приобрести данное пособие. Оно поможет вам подготовить руку ребенка к школе. Ребенок научится видеть клетку.
3. Практический показ артикуляционных упражнений детьми, посещающими логопункт
Часто родители затрудняются в объяснении ребенку какого-либо артикуляционного упражнения. Сегодня наши ребята помогут вам в этом и продемонстрируют наиболее трудные упражнения. Дети показывают следующие упражнения:
• «Чашечка»
• «Грибок»
• «Гармошка»
• «Грибок+ветерок»
• «Накажем непослушный язычок».
4. Ознакомление родителей с комплексами артикуляционных упражнений.
Родителям были розданы распечатки с комплексами артикуляционных упражнений на нужный для них звук (Приложение 1). Обращаю ваше внимание на правила выполнения артикуляционных упражнений:
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
5. Просмотр видеоматериала на тему: «Проведение индивидуального занятия с ребенком».
Вашему вниманию представлен отрывок индивидуального занятия с участием Ромы Степанова на тему: «Дифференциация р-л, с-ш».
6. Беседа о просмотренном материале.
Вопросы:
1. Что вы для себя извлекли полезного из этого отрывка?
2. А вы так проводите свое занятие дома? Поделитесь опытом.
7. Решения.
1. Организовывать занятие с ребенком дома в соответствии с рекомендациями логопеда.
2. Развивать мелкую моторику рук в различных видах деятельности.
Каждая форма работы по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный и приятный «плод» - это, конечно же, достижения и успехи наших детей; это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними.
Желаем вам успехов при работе с родителями!