Евгения Смертина
Формы работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием является одной из важнейших на современном этапе развития образования.
• Сложность идеи преемственности, как плавного перехода от одного звена образования к другому, заключается в ее многоаспектности. Возможно, поэтому привычные формы работы включает содержательный, организационно-методический, психологический, юридический, а также социально-экономический аспекты.
Преемственность дошкольного и начального образования предполагает:
• непрерывность в обучении и воспитании ребенка;
• наличие общих и специфических целей для каждого возрастного периода;
• сохранение, развитие, качественное преобразование при переходе к новому состоянию.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы, что можно отразить в схему, которую вы видите на экране. И что бы воплотить эту схему в жизнь, применяются новые формы работы по преемственности:
Формы
осуществления преемственности в нашем ДОУ
Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
• совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности в каникулярное время в школе.
Работа с педагогами:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• семинары, мастер- классы;
круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• проведение диагностики психологом Петропавловской СОШ по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ;
• педагогические и психологические наблюдения.
Работа с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• анкетирование, тестирование родителей;
• образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
• визуальные средства общения;
Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Теперь мы должны формировать у детей универсальные учебные действия
УУД (универсальные учебные действия) ФГОС означают - В широком значении – «умение учиться».
В узком (собственно психологическом) определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Проблемы преемственности: отсутствие единства в требованиях к достижениям ребенка при поступлении в школу;
• трудности родителей при выборе школы;
• готовность педагогических кадров к решению проблемы
Позитивные тенденции: планы работы всех уровней
по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования;
• обобщение и трансляция опыта работы в решении проблемы;
• усиление позиций психологической науки в практике образования
Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не наличием или отсутствием у ребенка определенных знаний по образовательным областям, а развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки.
Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. через различные ФОРМЫ работы ДОУ.
Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть сформулированы как:
• воспитание нравственного человека;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.
Белая Ксения Юрьевна, в своей видеолекции говорит о том, что изменения в системе оценивания произошли следующие:
• Переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования.
• Переход от констатирующей оценки к формирующей, определяющей саморазвитие.
• Переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая метапредметные результаты и личностное развитие.
ВЫВОД:
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода, новых форм работы к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.