Елена Романова
Формы работы по оценке качества образовательных достижений на уроках музыки
Формы работы по оценке качества образовательных достижений на уроках музыки
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна (согласно ФГОС) «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга
С одной стороны, это планируемые предметные результаты, которые требуют оценки, независимо от способностей ребенка.
Публикация «Формы работы по оценке качества образовательных достижений на уроках музыки» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Работа музыкального руководителя
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
С другой стороны, важным моментом в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся могут самостоятельно объективно оценить свою работу, сверить достигнутый ими уровень.
На всех этапах урока я использую разнообразные формы оценивания, которые дети активно принимают и вовлекаются в работу. При этом у них часто появляется возможность заглянуть в интернет, воспользоваться телефоном, что-то сочинить или изобрести, презентовать свою работу. Также при составлении заданий для школьников я использую элементы технологии критического мышления и проектную технологию. Приведу примеры использования некоторых форм работы.
1.Гугл формы могут использоваться на этапе проверки знаний, а также в качестве самостоятельной работы. Иногда создаю формы, которые предполагает не только ответы на вопросы, но и поиск информации. Ответы на вопросы в таких формах возможны только после анализа найденной информации из книг или Интернета.
2.Криптограмма может использоваться абсолютно на всех этапах урока. Это шифровка, разгадывая которую ученики применяют полученные знания. В итоге они расшифровывают высказывание.
Можно просто разгадать высказывание, а можно с ним продолжить работу. Например, не просто расшифровать, но и объяснить, свое понимание данной мысли. Затем выразить свое согласие или не согласие и доказать это двумя аргументами. А в качестве доказательств использовать примеры изученных произведений.
3.Дневник. ру также предлагает свои сервисы для контроля и проверки знаний. Здесь можно работать с тестами.
4. Рабочие тетради по музыке содержат много интересных заданий. В них есть кроссворды, которые позволяют проверить знания, есть творческие задания, которые помогут оценить личностные результаты. Мне очень нравятся тетради Алеева. Также работу в тетради можно давать на дом и за это детям ставить отметку.
5. Иногда применяю опросник для оценивания работы ученика. Например, урок в 7 классе. Бетховен. Лунная соната. Слушают практически всю сонату, работают с творческими заданиями, используют интернет для ответов на мои вопросы, составляют синквейн. В общем, вовлечены в активную работу на протяжении всего урока. Я им предлагаю пройти по ссылке опросника, оценить свою работу на уроке (заранее говорю ее критерии). Ребята оценивают себя, видят общий результат работы по классу. Так как там есть эта функция. И у меня также отображается полная картина. Критерии просты:
«5» - у меня все получилось; «4» - я старался, но что-то пошло не так); «3» -в следующий раз точно постараюсь! После этого уже проводим рефлексию полученного результата.
6. Синквейны помогают детям систематизировать материал. А мне понять, насколько он понят, принят и осознан. Я использую иногда синквейны в конце урока, как итог. Предлагаю на выбор одну из тем, из основных блоков урока. Плюс его еще в том, что проверка не занимает много времени.
7. Более долгая работа, но результативная – это групповая работа по созданию какого-либо продукта. Например. интерактивная игра «Угадай мелодию», викторина на тему «Авторская песня». И конечно, работа над проектами. Здесь выбор тем огромен, и отличная возможность оценить данную работу.
Данные формы позволяют не нарушать процесс художественного творчества учащихся искусственным утрированием оценочной деятельности, но в то же время должен создают условия для мотивации творческого развития.