Потягова Юлия Владимировна
Формы работы логопеда с родителями детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Формы работы логопеда с родителями
детей с нарушениями речи.
Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организованно педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедической группе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые могут применить дома при занятиях с детьми. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального дошкольного учреждения и родителей.
Публикация «Формы работы логопеда с родителями детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из ее членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу работы с родителями. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной работы.
К коллективным формам работы с родителями относятся проведение общих и групповых родительских собраний, лекториев, организация «круглых столов», конференции для родителей, семинаров по обмену опытом работы с детьми, дней открытых дверей, организации выставок детских работ, утренников и праздников, участие в мероприятиях детского сада и группы.
Общие родительские собрания проводятся 2-3 раза в год. Групповые собрания в логопедической группе проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, активно включиться в процесс воспитания детей. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. На первом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребенка к занятиям дома, проведение занятий с ребенком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном внутричерепном давлении, ММД, массаж – при нарушениях мышечного тонуса и т. д.). Тема собрания сообщается заранее, чтобы они сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом. Логопеду чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость ежедневной работы со своим ребенком по задания специалиста. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребенка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными участниками коррекционного процесса.
Консультации, семинары логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не хочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно четкими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для «галочки», а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций:
- «Артикуляционная гимнастика»;
- «Развитие мелкой моторики»;
- «Выполнение домашнего задания»;
- «Развитие внимания, памяти и мышления»;
- «Речевые игры дома»;
- «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях»;
- «Как научить ребенка читать»;
- «Как учить звуко-буквенному анализу».
Полезно включить ту или иную консультацию в повестку дня родительского собрания. К некоторым консультациям готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики» : бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол, кубики. Рассказывают о разных видах работы : от пальчиковых игр до развития ручной умелости.
Одна из нетрадиционных работы с родителями – фронтальные открытые занятия. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания). После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.
Практикуется также и такая форма работы с родителями, как видеотека. Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом ( например: слоговая структура, принцип выполнения задания (составить звуковую схему, названия некоторых звуков (ЛЬ, НЬ, СЬ, Й). Все это подробным образом надо объяснить каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. А здесь у родителей возникает возможность взять диск с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть ее дома, чтобы практически точно выполнять с ребенком задания логопеда. Таким образом, накапливается видеоматериал для родителей будущих воспитанников. Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединенный одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий.
Полезно для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала являются речевые праздники. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с родителями; максимальная активность родителей и детей. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребенка.
Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. В начале года, после обследования детей, логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребенка ведется отдельный разговор. Родные ребенка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: ее задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребенка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Для темы беседы не следует брать большой объем материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией. И если использовать ее, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далеким от педагогической науки и создадут барьер в общении.
Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Первое время предлагаемые на дом задания подробно разбираются с детьми. Таким образом дети подготавливаются к их выполнению. Однако дети по-разному относятся к работе, которую приходится выполнять дома. Один охотно ее делает, достаточно только родителям прочитать задание. С другим надо сесть рядом, помочь ему приняться за упражнения. Родители должны видеть, как относится их ребенок к занятиям – старается он или ему все равно; аккуратен он или небрежен; помнит ли он, что ему в понедельник надо сдавать тетрадь, или это заботит только родителей. К ребенку, который не хочет заниматься, выполняет задания небрежно, не бережет тетрадь, следует относиться особенно внимательно и терпеливо. Тут надо ловить и поощрять малейшее желание работать, не пропускать даже незначительного повода для похвалы.
Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребенка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Если задание большое, то лучше давать его по частям, чтобы не вызвать негативной реакции ребенка по отношению к процессу обучения.
Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая ее зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей.
Речевой уголок. Он отражает тему занятия. Рубрика «Домашнее задание» дает родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребенка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребенка; как позаниматься с ребенком дома по лексической теме. Рубрика «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данной рубрики, надо учитывать большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне». Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук. Можно предложить ребенку перебрать горох, рис, гречку, выложить фигурки из спичек, гороха. Информационный лист еженедельно обновляется, так как лексическая тема меняется каждую неделю.
Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков. Они могут наглядно увидеть какой звук еще автоматизируется, а какой введен в речь.
При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная) важно сделать акцент на обучение родителей практическим приемам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе логопеда. А показатель уровня их самосознания – это понимание важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребенку. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приемам работы.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты наблюдаются там, где логопед и родителя действуют согласованно, так как имеют общую цель.