оксана кудря
Формы, методы и приёмы для формирования звуковой культуры речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.
Звуковая сторона речи – средство, позволяющее каждому из участников речевого общения передавать другим: содержание своих мыслей, задавать вопросы, договариваться со сверстниками.
Неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения
1. Благоприятная речевая среда
2. Хорошо поставленное речевое дыхание
Публикация «Формы, методы и приёмы для формирования звуковой культуры речи у дошкольников» размещена в разделах
3. Развитие фонематического слуха
4. Развитие артикуляционной моторики
5. Развитие мелкой моторики
Развитие речевого дыхания
Правильное носовое дыхание - способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения и речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.
Способы выполнения:
Через нос набирать воздух.
Не поднимать плечи.
Выдох должен быть плавным и длительным.
Не надувать щеки.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка выделять и различать звуки (фонемы) родного языка.
Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить, т. к. они чётко воспринимают все звуки нашей речи — фонемы. У других детей фонематическое восприятие надо развивать.
Этапы развития фонематического слуха:
развитие неречевого слуха;
развитие речевого слуха;
развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов.
Игровые упражнения для развития фонематического слуха
Первый этап - узнавание неречевых звуков (различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха).
«Угадай, что звучало?» : внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.
«Шумящие мешочки» : вместе с ребенком насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки; ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
«Волшебная палочка» : взяв карандаш или палку любого назначения, постучать ей по разным предметам в доме (волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску). Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
Игровые упражнения для развития фонематического слуха
Второй этап - узнавание речевых звуков.
«Угадай чей голос?» : ребёнок с закрытыми глазами отгадывает по голосу, кто из членов семьи его позвал.
«Скажи, как я!» : ребёнок должен внимательно слушать, как взрослый произносит слова, и произносить (повторять) их так же (отчетливо, с соответствующей степенью громкости).
«Громко-тихо» : ребенок должен повторить слово, которое назвал взрослый, изменяя громкость звучания: громко или тихо.
«Рифмочки» : ребёнок должен подобрать слово похожее на то, которое назвал взрослый (мишка - мышка, подушка - лягушка и т. д.).
Развитие артикуляционной моторики
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц, следовательно, они поддаются тренировке. Артикуляционная гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям и научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика – движения и действия кистями и пальцами рук. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкие движения рук и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.
Массаж кистей рук и пальцев
Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день. Массаж включает в себя следующие типы движений:
- поглаживание: совершается в разных направлениях;
- растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее);
вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев.
Приёмы массажа :
- поглаживать и растирать ладони вверх-вниз, круговыми движениями;
- разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек;
- растирать пальчики спиралевидными движениями;
- сжимать пальцы в кулачок и разгибать (кроме большого);
- сгибать и разгибать каждый пальчик по отдельности;
- сгибать и отводить в стороны большой палец.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика – это пассивные или активные движения пальцами рук. Для дошкольников пальчиковая гимнастика организуется в виде игр и игровых упражнений.
Правила, выполнения пальчиковой гимнастики
Сначала все упражнения выполняются медленно, отрабатывается чёткость каждого движения, затем темп постепенно ускоряется.
При проведении игр с пальчиками необходимо следить, чтобы у локтя ребенка постоянно была опора, таким образом мышечная нагрузка направляется на кисть.
При выполнении упражнения сначала работает одна рука, затем другая, потом обе; нагрузка на левую и правую руки ребенка должна быть равномерной.
Пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому должна быть использована ежедневно.
Полезность таких игр и занятий состоит в следующем:
тренировка пальцев рук;
способствует развитию памяти, мышления, внимательности, синхронизации работы полушарий мозга;
пальчиковая гимнастика – это точечный массаж;
совершенствует речевые навыки ребенка;
осуществляется подготовка руки дошкольника к письму;