Ольга Друзина
Формы и виды театрализованных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Формы и виды театрализованных игр
Детство неразрывно связано с познанием окружающего мира через игру и общение.
Многообразный материальный мир, представленный в игрушечных образах, позволяет удовлетворить познавательные потребности ребёнка, ввести его в мир людей и человеческих отношений.
Все детство малыша проходит в мире ролевых игр. Ребёнок, начиная игру, берёт на себя роль, а значит, пробует себя в роли актёра, декоратора, режиссёра. Поэтому особое значение, по нашему мнению, в дошкольных образовательных учреждениях нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра.
Публикация «Формы и виды театрализованных игр» размещена в разделах
Мы изучили психолого-педагогическую литературу, новинки периодической печати, а так же использовали материалы с сайтов интернета.
На основе изученной психолого-педагогической литературы, нами выделены формы организации детей.
Формы организации театрализованной деятельности
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.
3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение куклы в решение познавательных задач.
Существует множество точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность.
Предметные (действующими лицами являются предметы: куклы, игрушки) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль) игры в классификации Л. С. Фурминой; дифференциация театрализованных игр по замыслу и литературному тексту, предложенным обстоятельствам (Е. Л. Трусова). В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета (Л. В. Артёмова, Е. Л. Трусова).
Театрализованную игру Л. В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.
Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища – их называют театрализациями.
Виды драматизации:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.
Исследователь Л. В. Артёмова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.
Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребёнок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Такие куклы можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки. Импровизация – разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
В традиционной педагогике игры-драматизации относя к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.
В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е. Е. Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, ребёнок использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающие средства выражения в этих играх – интонация и мимика; пантомима, поскольку он действует с неподвижной игрушкой.
Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Сходство с режиссёрской работой в том, что ребёнок придумывает мизансцены, то есть организует пространство, сам исполняет роли или сопровождает игру текстом. В таких играх ребёнок-«режиссёр» приобретает умение видеть целое, раньше частей, которое, согласно концепции В. В. Давыдова, - основная особенность воображения как новообразования дошкольного возраста.
Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.
Например, Л. В. Артёмова предлагает классификацию режиссёрских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеточный, теневой, на фланелеграфе)
Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, устойчиво стоящие на столе и не создающие помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Настроение персонажа передаётся интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создаёт элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.
Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.
Теневой театр. Для него необходимы экран, обтянутый белой неплотной тканью, чёрные плоскостные персонажи и яркий источник света, размещённый за экраном, благодаря которому персонажи отбрасывают тень на экран. Так же, изображение можно получить при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим озвучиванием.
Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая (наряду с режиссёрской) в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссёрская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового общения, необходимого для сюжетно-ролевой игры (С. А. Козлова, Е. Е. Кравцова).
На основе средней группы дошкольного возраста мы разработали дидактический материал:
- тематики сюжетно-ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста;
- картотеки сюжетно-ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста;
- перспективное планирование по театрализованной игре на год;
- картотеки театрализованных игр, ориентированные на средний дошкольный возраст;
Для этого необходимо знать особенности детского восприятия, индивидуальные, психологические, возрастные особенности детей.
Ребёнок среднего дошкольного возраста постепенно переходит:
• От игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя;
• Игры, в которой главное – сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;
• Игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
• Создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена. Углубляется интерес к театрализованным играм, происходит его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определённого вида игры (драматизация или режиссёрская, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
Дети учатся сочетать в роли движения и текст, движение и слово, развивать чувство партнерства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений типа «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».
С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр; с малоактивными – драматизировать произведения с небольшим количеством действий.
Усложняются методы и приёмы, используемые в младшей группе:
• Ведение рассказа от первого лица с сопровождением текста и движений: «Я петушок. Посмотрите, какой у меня яркий гребешок, какая бородка, как я важно хожу, как я звонко пою: ку-ка-ре-ку!»;
• Настольный театр (для самостоятельного показа рекомендуются произведения: «Репка», «Теремок», «Колобок»; для показа педагогом – «Два жадных медвежонка», «Лиса и гуси», «Лиса, заяц и петух»; для драматизации целесообразно использовать отрывки из сказок, где есть повторы, а затем и всю сказку).
Театрально игровой опыт детей расширяется за счет освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:
• многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трёх-частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);
• игры-драматизации по рассказам на тему «Труд взрослых»;
• постановка спектакля по произведению.
Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного импровизационного характера («Угадай, что я делаю»).
Игровой опыт детей расширяется за счёт освоения театрализованной игры, разных видов настольного театра: мягкой игрушки, вязаный или конусный, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становится действия с куклами на гапите. Доступны детям театры верховых кукол (без ширмы, а к концу года – с ширмой, ложек. Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности на основе знакомых стихов и потешек, речь сопровождается несложными действиями («Жили у бабуси»).
Усложняются театрально-игровые умения дошкольников.
Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение артистов, благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-артистов).
Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист»: умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, эмоций, их развития и смены, физических особенностей персонажа, черт характера. Развивается умение «управлять» куклой: держать её незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссёрской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.
Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссёр» в режиссёрской театрализованной игре, т. е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнить его игрушками и фигурками по своему усмотрению.
Четвертая группа позволяет ребёнку овладеть основными умениями оформителя спектакля, определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления педагогом недостающих атрибутов для игры.
Пятая группа направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций.
Педагог должен уделять внимание развитию интереса к творчеству, импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности.