Елена Борисова
Формы и технологии, используемые в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: подрастающее поколение мало знает о родном крае, стране, народных традициях, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. В семье дети получают первые уроки нравственности, гражданственности, вырабатываются его жизненные позиции.
Публикация «Формы и технологии, используемые в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Все задачи важны, но в дошкольном возрасте приоритетной для формирования основ патриотизма, на мой взгляд, является задача воспитания у ребёнка любви и привязанности к родному краю, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому в течение учебного года решаем важную задачу по развитию патриотических качеств личности дошкольника через приобщение детей к семейным ценностям. Такая работа невозможна без взаимодействия детского сада с родителями. Давно уже ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общество (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).
Чтобы добиться определённого результата в патриотическом воспитании, в работе мы внедряем новейшие методики и технологии для решения важных задач. Инновационные технологии открывают новые возможности воспитания и обучения детей дошкольников. Такие технологии, которые привлекли бы детей, наполнили мировоззрение содержанием: интерактивная технология, проектные технологии, музейная педагогика, тематические акции совместно с информационно- компьютерными технологиями.
Технология интерактивного обучения – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Главный смысл интерактивного обучения в том, что практически все дошкольники оказываются вовлечёнными в процессе познания. Главное условие развития личности дошкольника является общение. Поэтому задача педагога организовать данную деятельность, создавая внутри неё атмосферу сотрудничества, взаимного доверия друг с другом, со взрослым.
Технология метод проектов помогает в работе по патриотическому воспитанию, так как является эффективным способом развивающего, личностно- ориентированного взаимодействия взрослого и дошкольника. Метод проектов актуален и эффективен. Он даёт детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и социально- коммуникативные навыки. В ходе проектной деятельности дети приобретают необходимые социальные навыки – старшие дошкольники становятся внимательнее друг к другу, начинают опираться не только на собственные мотивы, но и на установленные нормы. Проектная деятельность способствует формированию собственного жизненного опыта общения с окружающим миром, расширяется принцип сотрудничества дошкольников и взрослых.
Технология мини-музеев
На базе нашего детского сада и конечно в группах, создаются мини-музеи,
которые пользуются большой популярностью как у дошкольников, так и у их родителей. В группах детского сада организуются музейные уголки.
Значение мини-музеев высокая, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами принимают участие: читают стихи, задают вопросы, беседуют, принимают участие в дискуссии. Ведь патриотические чувства возникают из социально- коммуникативного опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.
Так же в группах детского сада открываются музейные центры. Темы, как для мини-музеев, так и для музейных центров, используются самые обширные и интересные– например: мини-музей «Народных промыслов», «Кубанские промыслы», центр Боевой Славы.
Информационно-компьютерная технология (ИКТ) педагоги используют активно в работе для эффективности совместной организованной деятельности с детьми по воспитанию нравственно-патриотических качеств. ИКТ не заменяет традиционные формы и средства приобщения дошкольников к истории и культуре родного края, а наоборот дополняют и расширяют.
Нами педагогами разрабатывается цикл презентаций, в основе которого складывается работа по развитию патриотических чувств у старших дошкольников. Воспитывая у детей гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, рождается тема о родном крае и родном городе. Образовательная деятельность строится на беседах и викторинах по данной тематике.
Так же в работе используем серию программ «Несерьёзные уроки», которые обогащают знания, развивают наглядно-образное мышление.
Использование мультимедийных презентаций позволяют представить обучающий и развивающий материал как совокупность ярких опорных образов, наполненных расширенной и доступной информацией. Можно организовать видео- экскурсии к самым известным памятникам родного края. В итоге такой организованной работы у детей дошкольного возраста формируются навыки поведения на улицах станицы, чувство гордости за свой край и уважения к людям труда.
Использование на занятиях мультимедийного оборудования делает детей более активными, открытыми, социально-коммуникативными. Эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас. После таких занятий, в свободной деятельности, дошкольники с удовольствием слушают песни о Родине и играют в народные игры.
Помощниками в организации работы по патриотическому воспитанию детей, являются родители. Педагоги заинтересовали их проблемой приобщения ребят к культурно-историческим ценностям родного края. Родители сшили детям традиционные казачьи костюмы, помогли воспитателям в подборе материалов по истории родного края.
Совместные экскурсии к памятникам, достопримечательностям станицы, города, совместные праздники и викторины, выставки, оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, её традициях; семейные встречи, знакомство со двором, улицей, на которой живут дети, кладут начало формированию у дошкольников представление о родной станице, её истории, значимости.
Таким образом, проводимая в системе работа с использованием инновационных технологий в нравственно – патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Деятельность старших дошкольников в проектной деятельности, включение музеев в образовательно-воспитательный процесс, совместно с информационно – компьютерными технологиями, помогают развивать у детей дошкольного возраста внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, делать выводы. Благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, привязанными к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. То, что мы вкладываем в наших детей сегодня, завтра даст определённые результаты. В этом заключается подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.