Елена Геннадьевна Вакуленко
Методы и формы оценивания образовательных достижений детей первой младшей группы дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1 МЛАДШАЯ ГРУППА (2-3 ЛЕТ)
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Параметры раздела:
1. Может играть рядом, не мешая другим детям, подражать действиям сверстников и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым.
2. Общается в диалоге с воспитателем. Может поделиться информацией, пожаловаться на неудобство и действия сверстника. Обращается с речью к сверстнику.
3. Следит за действиями героев кукольного театра. Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках.
Публикация «Методы и формы оценивания образовательных достижений детей первой младшей группы дошкольного возраста» размещена в разделах
4. Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
5. Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы. Выполняет простейшие трудовые действия.
6. Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости.
Критерии: сформирован, частично сформирован, не сформирован
Параметры раздела Диагностические игры, упражнения, вопросы Критерии
1 Появляются элементы ролевой игры.
Задание
Материал: разнообразные сюжетные игрушки.
Методика : в игровой комнате подобраны атрибуты для нескольких сюжетных игр. Взрослый в течение 20—30 мин наблюдает за игрой ребенка. Ребенок отображает какой-либо сюжет, выполняет роль и определяет ее словом.
В стадии формирования - Ребенок испытывает трудности в организации игры. Исполняет второстепенные роли.
Ребенок затрудняется завершить игру.
Частично сформирован - Ребенок умеет организовать игру. Ребенок воспроизводит разные сюжеты. Длительность ролевого взаимодействия невелика. Умеет завершить игру.
Сформирован - Ребенок хорошо умеет организовывать игру.
Исполняет главные и второстепенные роли, может придумать свой сюжет. Передает характерные особенности персонажа игры. Умеет завершить игру.
2 Активная речь
Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы: «Почему? Когда?»
Задание 1
Методика : взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую тему близкую ему. Важно, чтобы ребенок хотя бы раз употребил в своей речи придаточное предложение.
Задание 2
Методика : взрослый наблюдает за проявлением речевых реакций у ребенка во время кормления, одевания, самостоятельной деятельности. Необходимо, чтобы ребенок хотя бы раз употребил вопрос: «Почему?» или «Когда?»
Сформирован – владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
Частично сформирован – речь не активна, во время общения, понимает речь взрослых, иногда обращается с вопросами к взрослому.
Находится в стадии формирования : часто ссориться, грубит, отнимает игрушки в процессе общения, с детьми здоровается, прощается при напоминании педагога; использует вежливые слова при напоминании взрослого,
3,4 Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок.
Методы : проблемная ситуация.
Материал: игрушки герои сказок по количеству детей.
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Давайте расскажем сказку „Колобок"».
Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений.
Методы : беседа, проблемная ситуация.
Материал: сказка «Теремок».
Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Почему звери расстроились? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?»
Сформирован – самостоятельно разыгрывает сказки, выдуманные истории, опираясь на прочитанные сказки, просмотренные мультфильмы. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений.
Частично сформирован – может по просьбе взрослого обыграть сюжет сказки, но самостоятельности не проявляет, не дает оценку героям сказок.
Не сформирован – не проявляет инициативы к разыгрыванию сказок, внимание к прослушиванию сказок отсутствует.
Наблюдение за ребенком. Сформирован - ребенок различает профессии по существенным признакам, верно обосновывая свои суждения, оказывает хоз. помощь взрослым.
Частично сформирован- ребенок знает названия некоторых профессий, связывая их с конкретным человеком, не оказывает помощь взрослым.
Находится в стадии формирования – различает только 1-2 профессии, с помощью взрослого, не оказывает помощь взрослым.
6 Наблюдение за ребенком. Сформирован – проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости.
Частично сформирован – проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников только с помощью напоминания педагога.
Находится в стадии формирования – не проявляет, не отличает отрицательные и положительные личностные качества сверстников.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Параметры раздела:
1. Знает свое имя. Называет предметы ближайшего окружения, имена членов своей семьи и воспитателей.
2. Осуществляет перенос действий с объекта на объект, использует предметы – заместители.
3. Узнает и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты.
4. Имеет элементарные представления о сезонных явлениях, смене дня и ночи.
5. Узнает шар и куб, называет размер (большой – маленький)
6. Группирует однородные предметы, выделяет один и много
7. Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, размеру.
8. Проявляет интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций
Критерии: сформирован, частично сформирован, не сформирован
Параметры раздела Диагностические упражнения, игры Критерии
1 Методы : 1. игровая ситуация «У нас в гостях Мишутка»; 2. беседа. Материал: игрушка медвежонок, иллюстрация к сказке «Три медведя». Форма проведения : индивидуальная. Задание 1: «Как тебя зовут? Как зовут твою маму, папу, бабушку, дедушку? Кто еще живет вместе с тобой? Скажи, как их зовут? Как зовут твоих воспитателей?» Задание 2: «Где стол? Где стул? Где кровать?» Находится в стадии формирования - ребенок не справляется с заданием
Частично сформирован –
ребенок знает сое имя, имя родителей без отчества, не знает имена бабушек и дедушек
Сформирован –
Знает свое имя. Называет предметы ближайшего окружения, имена членов своей семьи и воспитателей.
2 Дидактическое упражнение «Мишка в гости к нам пришел» Форма проведения : подгрупповая. ( цель: выявить уровень развития умения ребенка создавать и изменять группы предметов путем увеличения (уменьшения) их количества, сопровождая действия словами много и один).
Дидактическое упражнение «Катя угощает гостей». Форма проведения : индивидуальная.
( цель: выявить уровень развития умений устанавливать соответствия между количеством гостей и угощения, определять и называть каких предметов «больше», «меньше», «столько же»).
Находится в стадии формирования -
ребенок не справляется с заданием.
Частично сформирован – частично справляется с игровой ситуацией, с помощью педагога.
Сформирован –
Осуществляет перенос действий с объекта на объект, использует предметы – заместители.
3 Методы : беседа. Материал: игрушки, муляжи овощей и фруктов, иллюстрации животных. Форма проведения : индивидуальная. Задание: «Что это? Кто это?» Находится в стадии формирования -
ребенок не справился с заданием даже при активной помощи воспитателя.
Частично сформирован – ребенок называет игрушки, некоторых животных, фрукты и овощи, но при небольшой помощи воспитателя.
Сформирован –
Узнает и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты самостоятельно.
4 Методы : беседа. Материал: иллюстрации (день-ночь, зима-лето). Форма проведения : индивидуальная. Задание: «Где зима/лето? Где день/ночь?» Находится в стадии формирования -
ребенок не справился с заданием даже при активной помощи воспитателя.
Частично сформирован – требуется помощь воспитателя.
Сформирован - Имеет элементарные представления о сезонных явлениях, смене дня и ночи.
5 Методы : беседа. Материал: объемные геометрические формы (шар, куб, разные по размерам (большой - маленький). Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Где большой шар (куб, маленький шар (куб)». Находится в стадии формирования - ребенок не справляется с заданием
Частично сформирован –
ребенок допустил одну ошибку.
Сформирован –
Узнает шар и куб, называет размер (большой – маленький)
6 Методы : беседа. Материал: круг, квадрат разного цвета, но одного размера, муляжи яблок и бананов. Форма проведения : индивидуальная. Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое. Сколько яблок?» Находится в стадии формирования – ребенок не справляется с заданием.
Частично сформирован – ребенок справляется с заданием с помощью воспитателя
Сформирован –
Самостоятельно группирует однородные предметы, выделяет один и много
7 Методы : беседа-поручение. Материал: муляжи фруктов, игрушки. Форма проведения : индивидуальная. Задание: «Найди большое красное яблоко? Покажи маленький синий мяч? Найди, во что можно положить яблоко?» Находится в стадии формирования –
ребенок не справляется с заданием.
Частично сформирован – частично справляется с заданием
Сформирован –
Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, размеру.
8 Методы : наблюдение во время режимных моментов Форма проведения : индивидуальная, подгрупповая. Задание: фиксировать характер действий ребенка.
Образовательная область «Речевое развитие»
Параметры раздела: 1. Сопровождает речью игровые и бытовые действия
2. По просьбе взрослого проговаривает слова, небольшие фразы
3. Отвечает на простейшие вопросы (Кто, Что, Что делает)
4. Может рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта
Параметры раздела Методика, формы Критерии
1 Метод : беседа Материал: сюжетные картинки Форма проведения : индивидуальная Задание: 1.1. Посмотри на картинку и скажи: - Что делает девочка? (подметает пол; поливает цветы). - Что делают девочки? (пьют чай). - Что делают дети? (девочка пылесосит ковер, а мальчик заправляет постель). Сформирован Отвечает на вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения Использует все части речи, простые нераспространённые предложения и предложения с однородными членами
Частично сформирован – выполняет упражнения с помощью воспитателя
Находится в стадии формирования – не вступает в речевое общение
2 Метод : игровой Материал: чистоговорки с картинками; пальчиковые игры Форма проведения : индивидуальная Задание: 2.1. Игра «Барабанщик». Взрослый произносит три раза слог и чистоговорку, при этом отстукивает ритм рукой. Ребёнок повторяет.
2.2. Пальчиковая игра «Маринка» Пошла гулять Маринка По узенькой тропинке. (указательными и средними пальцами обеих рук «ходим» по столу) У леса на лужочке Рвала она цветочки. (соединяем подушечки пальцев на обеих руках и «рвем цветы», то раскрывая, то закрывая щепоть) Пока домой бежала, Все цветочки растеряла. (раскрываем обе ладони и, прикасаясь подушечками пальцев к поверхности стола, «бежим» домой) Сформирован – По просьбе взрослого проговаривает слова, небольшие фразы
Частично сформирован – выполняет упражнение частично
Находится в стадии формирования – не может выполнить задание
3 Метод : беседа
Материал: сюжетные картинки Форма проведения : индивидуальная Задание: 3.1. «Скажи, кто спит?»; «Скажи, кто играет в мяч?»; «Скажи, кто смотрит в окно.
3.2. «Скажи, что стоит на столе?»; «Скажи, что висит на стене?»; «Скажи, что лежит в коробках?»
3.3. «Скажи, что делает мальчик?»; «Скажи, что делает синичка?»; «Скажи, что делает медведь?» Сформирован –
Может рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта
4 Метод : беседа Материал: сюжетные картинки Форма проведения : индивидуальная Задание: 4.1. Воспитатель предлагает рассмотреть сюжетную картинку и задает вопрос: Расскажи, что ты видишь на картинке? (если ребенок затрудняется, ему задают наводящие вопросы). - Кого ты видишь на картинке? - Что девочка делает? - Кому читает? - Расскажи обо всем, что ты видишь на картинке.
Образовательная область «Физическое развитие»
Параметры раздела:
1. Проявляет навыки опрятности, пользуется индивидуальными предметами гигиены (носовым платком, полотенцем, расческой, горшком)
2. Умеет принимать жидкую и твердую пищу. Правильно использует ложку, чашку, салфетку.
3. Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей. Проявляет желание играть в подвижные игры.
4. Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед.
5. Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.
6. Умеет ползать, подлезать под дугу, перелезать через скамейку.
Параметры раздела Методика, формы Критерии
1 2 1. Наблюдение за деятельностью ребенка во время приема пищи.
2. Дидактическое упражнение «Помоги кукле Тане аккуратно съесть кашу» (- в процессе наблюдения за игровой деятельностью выявить уровень развития культурно -гигиенических навыков (перед едой и по мере загрязнения мыть руки, пользуясь при этом личным полотенцем, правильно вести себя за столом, при употреблении густой пищи и супа пользоваться ложкой, в процессе приема пищи пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослых, задвигать стул).
3. Дидактическая ситуация «Одень куклу Дашу правильно» ( цель: выявить уровень развития культурно-гигиенических навыков (аккуратно и в определенной последовательности одевать, обувать, причесывать куклу в соответствии с погодой и ситуацией) в процессе наблюдения за игровой деятельностью).
Описание: дети разбиваются по группам (по 2-3 человека). Каждой группе дается задание : 1-я группа - одеть куклу на прогулку; 2-я группа - одеть куклу в гости; 3-я группа - одеть куклу на зарядку. Воспитатель наблюдает за действиями каждого ребенка в группе и фиксирует свои наблюдения в диагностической карте.
1. Наблюдение во время организованной и самостоятельной деятельности.
2 Метод : наблюдение
Форма : подгрупповая, индивидуальная
Задание: Фиксируется умение ребенка принимать твердую и жидкую пищу, использование ложки, чашки, салфетки в соответствии с их назначением
Сформирован - с удовольствием применяет культурно-гигиенические навыки, радуется своей самостоятельности и результату
Частично сформирован – применяет, знает как нужно правильно, но не всегда этому придерживается.
Находится в стадии формирования - испытывает затруднения в самостоятельном выполнении процессов умывания, питания, одевания, элементарного ухода за своим внешним видом, в использовании носового платка, постоянно ждет помощи взрослого.
3 Метод : наблюдение
Форма : подгрупповая, групповая
Задание: Предложить детям поиграть в подвижную игру "У медведя во бору". Фиксируется умение ребенка ходить и бегать не наталкиваясь на других детей в процессе самостоятельной и организованной деятельности.
Материал: маска медведя
Сформирован – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно
Частично сформирован – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
Находится в стадии формирования – ребенок не может выполнять все параметры оценки,
помощь взрослого не принимает;
4 Метод : наблюдение, проблемная ситуация
Форма : подгрупповая, групповая
Задание: Предложить детям отправиться в путешествие. На пути встречаются "овраги", нужно перепрыгнуть через него на двух ножках. Фиксируется умение ребенка прыгать на 2 ногах с продвижением вперед. Предложить детям попрыгать на месте на 2 ножках как мячик легко и высоко.
Материал: 2 скакалки (для изображения границ оврага)
Сформирован – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно
Частично сформирован – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
Находится в стадии формирования – ребенок не может выполнять все параметры оценки,
помощь взрослого не принимает;
5 1. Катание мяча педагогу, друг другу, под дугу, стоя и сидя; бросание мяча вперед двумя руками снизу, от груди, из-за головы, метание мяча (мешочка, шишек) на дальность; ловля мяча.
Форма проведения : подгрупповая.
2. Подвижная игра «Лови мяч» ( цель: выявить уровень развития умения ловить мяч).
Форма проведения : подгрупповая.
3. Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч» ( цель: выявить уровень развития умения выполнять прыжки на двух ногах). Форма проведения : подгрупповая.
4. Диагностическое упражнение. Выполнение метания предмета правой и левой руками. Форма проведения : подгрупповая.
Сформирован – упражнения выполняет самостоятельно, ловит, катает, мяч
Частично сформирован – упражнения выполняет с помощью взрослого
Находится в стадии формирования – не может выполнить упражнение без помощи воспитателя
6 1. Ползание на четвереньках по прямой, по наклонной доске, приподнятой одним концом; подлезание под воротца, перелезание через бревно; лазанье по лесенке-стремянке.
Форма проведения : подгрупповая.
2. Подвижная игра «Проползи в воротца»( цель: выявить уровень развития умения ползать на четвереньках в определенном направлении).
Форма проведения : подгрупповая.
Сформирован –уверенно выполняет задание
Частично сформирован – выполняет с помощью взрослого
Находится в стадии формирования – не может выполнить упражнение