Татьяна Викторова
Формы и методы развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Формы и методы развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
У детей дошкольного возраста ведущая деятельность – игровая. По словам В. А. Сухомлинского, «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Публикация «Формы и методы развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Творческие игры, к какой категории отнесены и музыкальные игры, составляют самую богатую и самую типичную группу игр для дошкольного периода. Творческими играми их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры. Характерным для этих игр является: отражение окружающей жизни, деятельности человека и отношений между людьми. Каждая творческая игра - это как бы отображение мира в уменьшительном масштабе. Выдающийся писатель и мыслитель М. Горький, сказал, что «игра для детей – это путь к познанию мира».
Благодаря игре у детей расширяется познание действительности, их душевный мир. Значение творческих игр нужно видеть в их глубоком воспитательном воздействии. Характер ребенка в значительной мере формируется в игре и при помощи игр. Поэтому очень важно уделять внимание детской игре, уметь понимать ее смысл, характер и особенности, так как это имеет большое значение для использования ее в воспитании.
О. Ю. Лазарева в своей статье акцентирует внимание на том, что в дошкольных образовательных организациях, в процессе изучения, осваивания, а так же закрепления разных видов музыкальной деятельности с детьми всех возрастных групп обязательно используется музыкальная игра. Все игровые формы, которые используются в процессе проведения музыкальных занятий, содержат набор определенных игровых приемов и способов педагогической работы. Все они направлены на то, чтобы дети могли понимать суть предлагаемых им музыкальных произведений, а так же усваивать художественные особенности этих произведений.
Рассмотрим вопросы применения игровых приемов в процессе занятий направленных на знакомство, разучивание и закрепление музыкальных ритмических движений.
И. Л. Дзержинская обращает внимание на то, что обычно на занятиях с музыкально-ритмическими приемами значительная часть времени посвящена тому, чтобы разучить определенное количество различных движений под музыку. Если такие занятия приобретают систематический характер, то это приводит к развитию не только самих движений (как физического показателя, но и музыкально-слухового восприятия.
Поэтому автор для того, чтобы увеличить эффективность таких занятий предлагает сочетать танцевальные приемы и приемы музыкальных игр и творческих заданий. Необходимо подключать игровые приемы после того, как новое музыкальное произведение уже было прослушано один раз и включается или проигрывается повторно. При первом прослушивании этого делать не рекомендуется, чтобы дети смогли сосредоточить внимание непосредственно на музыке.
Приведем конкретный пример: включается незнакомая новая для детей мелодия польки. Дети просушивают. Затем проводится беседа (опрос, где дошкольники должны определить характер музыки. Например: «Эта мелодия – танцевальная, она веселая, бодрая, поэтому под нее можно танцевать весело и легко».
Затем педагог показывает дошкольникам легкие и подходящие для этой музыки движения. Те, кто хочет из детей могут предложить свои движения, или ритмические рисунки хлопками, притопыванием. Далее педагог предлагает станцевать эти движения и прохлопать (протопать) ритмический рисунок. В танец должна включиться вся группа.
Что касается дошкольников из старших групп, то на занятиях с ними сейчас часто используются музыкальные центры, компьютеры и т. п. гаджеты, при помощи которых дошкольники слушают детские песни с большим удовольствием. Необходимо отметить, что многие дети и придя домой просят родителей включать им детские песни.
О. Ю. Лазарева в своих исследованиях, обращает внимание так же на особую актуальность и значимость использования на музыкальных занятиях музыкальных дидактических игр. При помощи музыкально-дидактических пособий есть возможность оказывать комплексное влияние на дошкольников, и расширить в целом музыкальное восприятие, вызвав слуховую, зрительную и двигательную активность.
На практике музыкально-дидактические игры доказали уже свое неоценимое воздействие. Они показали неограниченные возможности, и открыли для дошкольников свободу применения умений и знаний в жизненной практике. Педагоги, применяя музыкально-дидактические игры преследуют следующие цели:
- формировать музыкальные способности дошкольников, применяя игровую форму;
- учить детей разбираться в соотношении звуков по высоте;
- развивать чувство тембра, ритма, динамического слуха;
- пробуждать самостоятельность.
Музыкально-дидактическая игра включает в себя игровые действия, которые и помогают дошкольникам услышать, различить и сравнивать свойства музыки, в интересной для них форме.
О. Ю. Лазарева обращает внимание на то, что в старших группах дошкольников при помощи музыкально-дидактических игр не только слушают музыкальные произведения, танцуют или поют, но и используют музицирование на детских музыкальных инструментах, игрушках, применяют наглядные пособия (например, музыкальный театр).
В старших группах детских садов применяются сегодня такие музыкально-дидактические игры, как:
- «Вот я иду вниз, вот я иду вверх», «Музыкальная лесенка» - для развития певческих способностей;
-игры-распевки (методическое пособие «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной, как демонстрационный материал) – для тренировки звуковысотного слуха, дошкольники пытаются «услышать движение» музыки вниз и вверх. Пример: дошкольники прослушивают песню «Качели», после чего педагог дает детям задание – определить с помощью отдельного звука «где находятся качели? Вверху или внизу? Дошкольники должны показать соответствующую картинку.
- игра «Где мои детки?» - дошкольники учатся определению высоты звука (отвечают низким или высоким голосам персонажам игры, у мамы голос ниже, у деток - выше);
- распевки «Чики-чики-чикалочки», «Андрей-воробей», упражнение «веселые ладошки» и т. д. – для развития чувства ритма. При выполнении заданий дети пытаются вместе с пение, еще и прохлопать или проиграть ритм попевки на детских музыкальных инструментах (металлофон, бубны, треугольники);
- музыкально-дидактическая игра «Волшебный волчок» - активизация памяти и внимания (детям проигрываются вступления уже знакомых им песен, они же пытаются понять, какая это песня звучала);
- используется и еще большое количество различных музыкально-дидактических игр.
Хотелось бы отметить и немаловажную роль музыкального руководителя при проведении музыкальных игр. На своих занятиях он должен создать атмосферу комфорта и доверия, в которой ребенок может почувствовать себя музыкантом, а также развивать способность слушать и наблюдать. Музыкальный руководитель должен уметь дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на музыкальных инструментах, а также поддерживать интерес к музыке из занятия в занятие, чтобы это стало непрерывным процессом. Большое значение имеет качественное взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем, от того, как они будут работать совместно, зависит успешность проведения музыкально-игровой деятельности. Перед занятием необходимо стараться объяснить игру воспитателю, чтобы на занятии он сделал первый показ, а дети поняли правила игры. Он должен следить за ходом игры, чтобы вовремя тактично направить ребенка и помочь ему. Также воспитатель должен контролировать взаимоотношения играющих, сохраняя при этом самостоятельный и творческий характер игры.