Инесса Головина
Формы и методы работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Формы и методы работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольного образования, т. к. дошкольный возраст — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Задача патриотического воспитания обозначена во многих документах по дошкольному образованию, в частности: В законе об образовании в РФ, в ФГОС, и хочу обратить ваше внимание что в апреле 22 года вышло Письмо Минпросвещения России "Об использовании государственных символов Российской Федерации" и методические рекомендации к нему.
Публикация «Формы и методы работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию» размещена в разделах
Наш детский сад работает по Основной образовательной программе разработанной с учетом программы от рождения до школы. Для реализации нравственно- патриотического направления используем УМК к программе и отдельные пособия Д. М. Маханевой, Н. В. Алёшиной.
В программе цели и задачи по нравственно- патриотическому воспитанию прописаны в разделе «Социально-коммуникативное развитие». Они прописаны отдельными блоками, но как правило решаются в тесной связи.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Исходя из многолетнего опыта работы, могу сказать, что патриотические чувства не могут возникнуть у ребенка путем естественного созревания. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от условий, в которых живет ребенок, от средств, форм и методов воспитания. Метод проектной деятельности является одной из эффективных форм нравственно - патриотического воспитания дошкольников. В данный момент мы реализуем долгосрочный проект «С чего начинается Родина». Работа по проекту это сложный процесс, он требует определенной системы и последовательности, поэтому был разработан календарно-тематический план, который построен в соответствии с блоками, которые нашли свое отражение в проекте. Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям ДО:
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Социально – коммуникативное развитие.
-Познавательное развитие.
Планирование носит тематический характер, тема недели включает содержание одного образовательного блока.
Чтобы работа по патриотическому воспитанию дала положительные результаты, она должна проводиться во всех видах детской деятельности. Большая часть детской деятельности взаимосвязана с деятельность взрослых и социумом. На слайде вы видите, что для реализации нашего проекта мы используем как традиционные формы работы, так и инновационные.
Самой распространенной и любимой формой для детей и родителей являются музыкальные и спортивные праздники и развлечения «День рождения Коста Хетагурова», «День города», «День Победы», «Наши защитники», «День России».
В нашем детском саду многие праздники проходят с участием родителей. Эти праздники расширяют представления детей о знаменательных Российских датах и традициях, развивают чувство сопричастности к всенародным торжествам
Социальные акции: «Письмо солдату», «Чистый город», «Покормите птиц зимой», «Георгиевская лента», проходят с непосредственным участием родителей, а личный пример и активная социальная позиция взрослых является важной составляющей патриотического воспитания.
Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению семейных связей.
Выставки рисунков, где родители и дети с воодушевлением трудятся над портретами, пейзажами, плакатами, коллажами, стенгазетами. В результате такой работы у детей происходит формирование духовно-нравственного отношения к семье, к своим корням.
Организуются совместные экскурсии по городу, где дети узнают много интересных фактов их жизни города, о его истории и знаменитых местах.
Регулярно воспитанники ДОУ участвуют в конкурсах, которые помогают прививать любовь к родному краю, родному языку. Читают стихи, инсценируют сказки, рисуют и фотографируют природу родного края.
предметно - пространственная среда, созданная в группе так же помогает реализовать задачи патриотического воспитания
Именно она позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научит взаимодействовать с педагогами и сверстниками, поможет понять и оценить их чувства и поступки.
Особое место в ней занимают уголки нравственно - патриотического воспитания и краеведения, в которых ребенку предоставляется возможность
- действовать с различными картами (России, северной Осетии)
- знакомиться с информацией о символике страны, республики, родного города;
- рассматривать альбомы, посвященные семье, детскому саду, родному городу, стране; наборы открыток, книги, иллюстрации, отражающие растительный и животный мир родного края;
-рисовать, создавать коллажи и макеты, играть с ними;
Нельзя не сказать о мини-музее, созданном в группе. Эта форма работы очень полезна и интересна для детей, т. к. музей помогает вовлечению дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность и повышению их познавательной активности. Воспитанники и их родители являются главными в сборе экспонатов, интересной информации и её оформлении. Они с удовольствием выступают в качестве экскурсоводов.
Так же педагоги и родители совместно разрабатывают дидактические игры, которые дополняют и закрепляют знания детей по патриотическому воспитанию. Сегодня ребята с большим желанием играют в такие игры как: лото «История в картинках», домино «Искусство Осетии», настольные игры «Путешествие по Владикавказу» и разрезные картинки «Собери флаг», «Собери герб», мозаика «Сложи осетинский орнамент».
Используем инновационную технологию развивающий диалог: Развивающий диалог – это обсуждение детьми проблемной (противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и становятся новые задачи. Темы которые мы предлагаем для диалога следующие: Что такое свобода, всегда ли нужно слушаться взрослых, кто самый главный в семье? В данной технологии не предусмотрен правильный вариант ответа, все ответы верны, но их необходимо обосновать.
Еще одна технология, которую мы используем «Образовательное событие». это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. За кажущимся на первый взгляд исключительно игровым сюжетом стоит продуманная и кропотливая работа взрослого. Мы провели образовательное событие «выборы президента группы». Образовательное событие длилось около месяца, началось на утреннем круге с интереса детей к работе президента России, его обязанностям. Кто- то говорил, что быть президентом очень хорошо, ничего не надо делать, все тебя слушают и выполняют твои приказы. Другие говорили, чтобы стать президентом, надо долго учиться. Из этих высказываний детей получилось множество тем для развития образовательного события. А кульминацией стали выборы президента группы.
Применение данных форм и методов позволяет нам качественно решить программные задачи по нравственно - патриотическому воспитанию на всех возрастных этапах дошкольного детства.
В заключении хочется сказать о том, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, детский сад и социум, объединенных в одну образовательную систему, позволят нам воспитать настоящего патриота своей Родины.