Гаджиева Елена
Формы и методы педагогической работы по познавательно-речевому развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Вступление.
Детсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.
Публикация «Формы и методы педагогической работы по познавательно-речевому развитию детей» размещена в разделах
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.
Это является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение развитию речи, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
В методике обучения родному языку условно можно выделить три группы методов — наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы используются в детском саду гораздо чаще, нежели другие, они подразделяются на непосредственные и опосредованные методы.
Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства - это рассматривание игрушек, иллюстраций, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам, просмотр кинофильмов и диафильмов.
Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов.
НОД в средней группе: «Методика формирования понятий через работу с образами по теме ЗОЖ».
Цель работы : выявление связности речевого высказывания при формировании ценностной ориентации на здоровый образ жизни через идею поддержания гигиены.
Задачи:
1. Помочь ребенку ощутить чувство мышечной радости от гигиенических процедур.
2. Помочь ребенку прожить чувство радости от утренней гигиенической процедуры.
3. Помочь ребенку овладеть понятием «гигиена» (образы, смысл, доминанта) и предоставить ему позицию взрослого (родителя, воспитателя).
Оборудование: текст стихотворного произведения, иллюстрации к произведению, детская зубная паста, щетка, игрушка.
Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.
Образный ряд – Если будешь чистить зубки
Вечером и по утрам,
То противные микробы
Не страшны твоим зубам!
Смысл – чистые зубки – здоровые и крепкие зубки, красивая улыбка.
Доминанта – мне нужно, чтобы не было микробов (чтобы лучше себя чувствовать, не болеть, опрятно выглядеть и т. п.)
Ход работы:
1. Чтение стихотворения.
2. Предложить ребенку повторить за взрослым текст последнего четверостишья.
3. Спонтанное проигрывание текста. (Показывают, как нужно чистить зубки.)
4. Вопросы по гигиене:
- Что такое гигиена? Гигиена – наука о чистоте.
- Перед тем, как принять пищу, вы моете руки с мылом. Для чего вы это делаете?
- Какие гигиенические процедуры вы знаете?
- Игра «вредно-полезно». «Полезно» - хлопают, «Вредно» - топают.
Делать зарядку на свежем воздухе – полезно
Прикасаться к глазам грязными руками – вредно
Круглый год спать с открытой форточкой – полезно
Принимать воздушные ванны – полезно
Смотреть целый день телевизор – вредно
Спокойный, достаточно продолжительный сон — полезно
Ухаживать за ногтями – полезно
Тщательно пережёвывать пищу – полезно
Чистить зубы — полезно
• Как ты знаешь, что такое ощущение чистого тела? Ты испытываешь радость, удовольствие? Что-то еще? Расскажи.
• Объясни, зачем нужно мыться? Зачем нужна гигиена? Что это такое? И зачем она тебе?
5. Работа с образами для закрепления понятия
(проводится на следующий день).
Я предложила детям задания-вопросы:
- Закрой глаза и представь… (образы внутреннего мира)
- Что ты видишь внутри себя, когда слышишь слово гигиена?
- Что ты слышишь, когда произносится это слово гигиена?
- Что ты чувствуешь, когда произносится это слово гигиена?
- Что для тебя значит слово гигиена?
Ответы детей :
- Вижу зайку, который чистит зубы;
- Я умываюсь;
- Супергерои прогоняют злых микробов;
- Я купаюсь и играю в воде;
- Дети отвечали, что чувствуют радость, потому что они чистые и красивые, они улыбаются.
Закрепили понятия «гигиена» - наука о чистоте. Закрепили понятие «гигиенические процедуры» (какие они бывают).
Я предложила детям нарисовать в свободное время рисунки на тему «Гигиена».
Вывод.
Метод обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение формирование у детей речевых навыков и умений.
Составление связных высказываний описательного и повествовательного типов - выявило умение детей составлять совместный и самостоятельный рассказ. Так же я зафиксировала расширение объема предложений, согласование слов (грамматическая сторона речи, разнообразие словаря (употребление разных частей речи и выразительных средств, повторили и закрепили новые понятия, расширили словарный запас. Фиксировалось и звуковое оформление высказывания. Использование прямой речи, определений и сравнений делали речь детей выразительной.