Наталья Бурлакова
Формы и методы формирования экологической культуры детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формы и методы формирования экологической культуры детей дошкольного возраста
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения. Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста. Наши сегодняшние малыши – дошколята – будущие жители нашей планеты. От них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. Поэтому важно особое внимание уделять пониманию детьми неразрывного единства с окружающим их миром. Наша задача – научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Самый наилучший результат можно достигнуть, если начать формировать основы экологической культуры в дошкольном возрасте. В своей работе я поставила следующие задачи экологического воспитания детей :
Публикация «Формы и методы формирования экологической культуры детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- развивать умение устанавливать простейшие причинно – следственные и временные связи, воспитывать интерес к объектам природы;
- развивать наблюдательность и желание общаться с природой;
- воспитывать познавательный интерес к насекомым, птицам, животным;
- учить находить общие признаки у деревьев и кустарников, развивать умение сравнивать;
- формирование представлений о сезонных изменениях в природе;
- развивать умение анализировать структуру объектов природы (растения и животное);
- формирование знаний о потребностях растений и животных в пище и воде;
- развивать умственную операцию сравнения, используя природный материал;
- воспитывать интерес к оказанию помощи животным и растениям, развивать интерес к жизни птиц;
- знакомство со свойствами воды и т. д.
Методика, используемая в работе, построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и ценить красоту окружающего мира, совершенствовать речь детей, мышления, творческих способностей. Я стараюсь, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным.
В своей работе по экологическому воспитанию детей применяю разнообразные формы :
«Уроки доброты» способствуют развитию интереса детей к природе, воспитанию чуткости, чувства сопричастности, сопереживания. Тематика разнообразна: «Как можно заботиться о комнатных растениях», «Что такое красота», «Чем красив цветок», «Красота человека», «Как ты проявляешь любовь к животным» и др.
«Уроки мышления» обеспечивают усвоение детьми зависимостей между явлениями живой и неживой природы. Познавательная деятельность сочетается с эмоциональным восприятием природы, с включением художественных произведений, что способствует формированию «чувства» природы.
Экологические экспедиции позволяют формировать представления об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений в процессе обследования ближайшей местности.
Коллекционирование – еще один способ привлечь ребенка к окружающему миру. Коллекционировать можно не только камни, но и звуки, запахи, краски, а затем организовать выставки: «Человек и его добрые дела на земле», «Кладовая чудес», «Лесная скульптура», «Лес – друг человека».
«Зеленый патруль» – форма, которая является школой формирования активной жизненной позиции. Деятельность детей распространяется на все зеленые насаждения, как на участке детского сада, так и в близлежащих окрестностях.
Экологические тропы – выполняют познавательную, развивающую и оздоровительную функции, позволяющие формировать чувственное восприятие природы в непосредственном общении с ней. Экскурсионными объектами могут быть памятники природы (редкие растения для данной местности, лекарственные растения, уголки леса, поля, луга, огорода, растения, на которых видно влияние деятельности человека, окружающей среды, следы нежелательных воздействий на природу: мусор, кострище и др.
Метеоплощадка – специально оборудованный участок с несложными приборами для отслеживания изменений погоды (флюгер, указатель направления ветра, дождемеры из пластиковых бутылок, снегомеры, растения-барометры, солнечные часы, песочница для опытов с песком, емкости для работы с водой, кладовая проблемного мусора для изготовления поделок, совместного творчества воспитателей, детей и родителей – опытническая станция, расположенная на веранде.
Экологические театры – инсценировка фрагментов экологических сказок. Сказки, наполненные экологическим содержанием, например, где Колобок отправляется на поиски своего растения (пшеницы) и встречает на своем пути зайца, медведя и лису, у которых есть уже свои растения (заячья капуста, медвежье ушко, лисохвост, вызывают интерес не меньше, чем первоисточник.
В своей работе использую следующие методы :
- цикл наблюдений за растениями на участке и в уголке природы. На территории нашего детского сада можно встретить различных представителей растительного мира. Наши дети любуются красотой русской березки, рябиной, красавцем каштаном, могучими тополями, кленами
- ведение календарей природы. Работа с календарями природы имеет для детей в плане умственного воспитания большое значение: абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления. Ребенок учится наблюдать, анализировать, делать выводы.
- целевые прогулки и игровые обучающие ситуации с использованием персонажей: персонажи изображают объекты природы, конкретных животных или растений. С помощью таких персонажей легко продемонстрировать возможные действия с предметом и действия с живым существом, то есть показать различия в формах действия с живыми и неживыми объектами.
-работа в уголке природы: в уголке природы дошкольники знакомятся с комнатными растениями, учатся распознавать их, ухаживать за ними, создавая приближенные условия их жизни.
-игровая деятельность: игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить. Тематика сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Детский сад», «Приготовим обед для семьи из полезных продуктов». Игра пробуждает интерес к природе и развивает ценное отношение к ней; формирует мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляет возможность для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности. В работе я также использовала игры-ребусы. Игры - медитации: «Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко» и другие
-чтение художественной литературы: эффективным методом расширения знаний по экологии, по моему мнению, является использование жемчужин народной мудрости – сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, т. к. они ум обогащают, и душу волнуют: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и так далее.
-опытная и проектная деятельность: эксперименты и опыты. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в нашей работе отведено опытам и экспериментам. В процессе опытно-экспериментальной работы, учим детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода. Дети задумывались над содержанием писем, обговаривали различные экологические ситуации, решали, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своего края, и всей планеты. Также разработали с детьми экологические знаки, которые помогали детям лучше понять и запомнить правила поведения в природе.
На основе приобретаемых знаний у детей формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей таких черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих природные богатства.