марина титова
Формированию осознанного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни
▼ Скачать
Здоровье- большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье легко потерять, ослабить; вернуть же его очень трудно.
Малыш должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает представленные к нему требования. (1)
Публикация «Формированию осознанного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни» размещена в разделах
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень актуальной. И когда мы говорим о здоровье детей, речь идет не только об отсутствии каких-либо заболеваний. Организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие. (1)
Приоритетным направлением в работы, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей с особыми возможностями здоровья, обеспечение эмоционального и психического благополучия каждого ребенка, формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию и потребности в двигательной активности. (2)
Считаются, что эти аспекты особенно актуальны для дошкольников, воспитывающихся в условиях детского дома. Поскольку сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой и вызывает глубокие вторичные нарушения физического и психического здоровья, к тому же, анамнестические данные воспитанников оставляют желать лучшего, а от своевременно оказанной помощи во многом зависит развитие ребенка в целом и раскрытие его потенциальных возможностей.
Целью деятельности является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Формирование у воспитанников основ культуры здоровья, потребности бережно относиться к своему здоровью.
Данная цель предполагает выполнение ряда задач:
формировать у детей первичные представления о здоровом образе жизни;
воспитывать потребность в здоровом образе жизни, прививать навыки культурного поведения (следить за чистотой тела, самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрывать рот и нос платком, отворачиваться в сторону);
повышать защитные свойства организма в, проводить закаливающие процедуры с использованием природных факторов (воздух, солнце, вода) в сочетании с различными физическими упражнениями, развитие координации движений;
развивать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности (быстроту, силу, выносливость, гибкость);
создавать психологически комфортные условия для проживания воспитанников.
Одним из средств решения обозначенных задач являются здоровьесберегающие технологии, используемые в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др. :
На сегодняшний день в работе с детьми можно использовать следующие педагогические технологии:
• Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);
• Оздоровительные или технологии сохранения и стимулирования здоровья (физическая подготовка, закаливание, в том числе «воздушное», самомассаж, различные виды гимнастик: гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая);
• Технологии обучения здоровью (разработка ряда тем и занятий о здоровье и его сохранении, включение их в программный материал);
• Воспитание культуры здоровья (игровые занятия по развитию личностных качеств воспитанников и эмоциональной сферы, игровые – развлекательные, подвижные и спортивные игры, спортивные мероприятия, конкурсы и т. д.).
Для обеспечения оптимального двигательного режима воспитанников и реализации системы мер оздоровления, использую все необходимые условия и оборудование. Спортивный зал, оснащённый спортивным оборудованием (гимнастические скамейки, маты, мягкие спортивные модули, мячи, обручи, и др.). Спортивные уголки в группах, площадки для проведения подвижных игр на территории детского учреждения.
Считаю, что организация системы профилактической и коррекционной работы важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. А нетрадиционные пути организации работы в совокупности с традиционными, как показывает практика, приносят больший эффект и увеличивают возможность оздоровления и предупреждения заболеваний. К использованию нетрадиционных методик меня подтолкнули полученные анамнестические данные и результаты диагностики физического состояния группы моих воспитанников на входе. У детей имеются как врождённые, так и приобретенные заболевания. Нарушение осанки и плосковальгусная установка стоп - самые часто встречающийся, но их успешно можно устранить в дошкольном возрасте. Иммунитет у деток ослабленный, дети часто болеют ОРВИ и другими простудными заболеваниями. Физическое развитие воспитанников среднее, ниже среднего или низкое, а элементарные представления о здоровом образе жизни, не сформированы или сформированы частично. (3)
Работа по профилактике и оздоровлению в течение двух лет дала свои результаты. Диагностика показала имеющиеся улучшения в состоянии здоровья и сформированности основ культуры здоровья.
Особое внимание в работе уделяю игровому самомассажу. Это замечательное средство закаливания и оздоровления детей, которое снимает мышечное напряжение, повышает сопротивляемость детского организма простудным заболеваниям, и просто способствует созданию чувства радости и хорошего настроения.
Самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой ребенок, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус, избавляется от усталости и спасает себя от возможных заболеваний.
Техника самомассажа состоит из множества различных приемов. К основным приемам относятся поглаживание, разминание, растирание, поколачивание.
Разновидности самомассажа:
1. Ручной самомассаж
2. Самомассаж с помощью немеханизированных устройств (массажные мячи, щётки с ворсом различной жесткости, махровые варежки);
3. Массажные дорожки.
Используется как в регламентированных видах деятельности (утренняя гимнастика, прогулка., так и в не регламентированных (динамические паузы, гимнастика после сна, час здоровья).
Например, каждое утро, для профилактики простудных заболеваний делаем с детьми самомассаж «Неболейка» :
Слова Действия
Чтобы горло не болело,
Мы его погладим смело.
Чтоб не кашлять, не чихать,
Надо носик растирать.
«Вилку» пальчиками сделай,
Массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем – да, да, да,
Нам простуда не страшна.
Погладить ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.
Указательными пальцами растираем крылья носа.
Раздвинуть указательный и средний пальцы.
Растирать точки перед и за ушами.
Потирать ладони друг о друга.
Благодаря соблюдению режима, профилактическим мероприятиям и занятиям спортом значительно снизился уровень заболевания вирусными респираторными инфекциями, улучшились показатели физического развития воспитанников.
В ходе работы учитываются индивидуальные особенности детей, как в вопросах организации жизнедеятельности, так и в формах и способах взаимодействия с каждым ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, особым возможностям здоровья, эмоциональным состояниям и т. п., чем стараюсь обеспечить эмоциональное и психическое благополучие каждого воспитанника в группе. Психологическая обстановка, гигиенические условия в группе, температурный режим и свежесть воздуха всегда должны быть комфортными для детей.
В группе можно оформить и разместить стенд «Уголок здоровья» с наглядной информацией, которая знакомит детей с компонентами здорового образа жизни, приучает их к соблюдению элементарных правил гигиены и заботе о своем здоровье, информирует об опасных болезнях и мерах профилактики по борьбе с ними, и формирует у них активную жизненную позицию.
И еще одно общаясь с детьми дошкольного возраста, всегда следует помнить, что от того, насколько удачно сложиться их собственное детство, будет зависеть эффективность их усилий по воспитанию своих детей.
Список литературы
1. Т. Е. Харченко «Утренняя гимнастика в детском саду» 2009г.
2. Л. Н. Гализумова, с. Ю. Мещярекова «Игры и анятия с детьми раннего возраста» 2007г.
3. Г. И. Погадаев «Физкульт –Ура»2003г.