Елена Набойщикова
Формирования у дошкольников нравственно-патриотических качеств посредством развития любви к родному краю
▼ Скачать + Заказать документы
В Указе Президента Российской Федерации Владимира Путина от 7 мая 2024 года №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» поставлена задача к 2030 году создать условия для воспитания развитой патриотичной личности, основанной на российских культурных и духовных традициях.
Как подчеркивает Владимир Путин: "Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм».
В ходе моего профессионального опыта я занималась вопросом формирования у дошкольников нравственно-патриотических качеств посредством развития любви к родному краю.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Родной край, краеведение. Консультации для педагогов
- Темочки
Для формирования личного вклада педагога в развитие образования создаются условия в следующих сферах:
1. Научно-исследовательская деятельность:
* Анализ и изучение работ ученых, посвященных проблеме формирования патриотических чувств у детей (Н. В. Алёшина, Л. А. Кондрыкинская, М. Ю. Новицкая, Е. Ю. и др.).
2. Методическое обеспечение:
* Изучение нормативно-правовых документов: Закон об образовании, Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
* Использование в педагогической практике материалов сборника проектов по патриотическому воспитанию дошкольников "Люблю мое отечество" (Федулова Ю. В., Рогожина О. А., Депутатова О. Ю.).
3. Организационно-педагогическое сопровождение:
* Активное участие в работе творческой группы Муниципального общеобразовательного учреждения (МОУ).
* Участие в совместных проектах патриотической направленности.
* Осуществление информационной поддержки на сайте МОУ и страничке сообщест.
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Данные условия способствуют формированию у педагогов личного вклада в развитие образования.
Значимость индивидуального вклада педагога в сфере образования обусловлена рядом факторов, среди которых:
* Стратегические цели Российской Федерации в области воспитания и развития молодого поколения.
* Мониторинг ценностных ориентаций детей и молодежи, проводимый Министерством просвещения Российской Федерации, выявляет потребность в персонализированном подходе к образованию.
* Психолого-педагогические особенности возраста учащихся требуют от педагога гибкости, креативности и глубокого понимания индивидуальных потребностей каждого ребёнка.
В истории изучения проблемы нравственно-патриотического воспитания значительный вклад внесли такие исследователи как Кондрыкинская Любовь Анатольевна, Маханева Майя Давыдовна, Алешина Нина Васильевна , Новицкая Марина Юрьевна и многие другие.
Их работы посвящены раскрытию целей и задач, сущности и содержания нравственно-патриотического воспитания, а также основным методам и формам работы с детьми дошкольного возраста.
На государственном уровне проблема получила отражение в принятой государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», охватывающей все социальные слои и возрастные группы населения страны.
Современные исследователи, исследуя проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, уделяют особое внимание различным аспектам данного процесса.
Так, Светлана Васильевна Петерина рассматривала формирование культуры поведения как одну из ключевых задач нравственного воспитания. По её мнению, культура поведения дошкольника представляет собой совокупность общественно полезных устойчивых форм повседневного поведения в быту, общении и различных видах деятельности.
Виноградова Алла Михайловна уделяла особое внимание формированию у детей представлений о гуманных отношениях. По её мнению, отсутствие таких представлений мешает ребёнку контактировать с окружающими людьми, может быть причиной слёз, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.
Маргарита Владимировна Воробьёва доказала, что отзывчивое отношение к эмоциональному неблагополучию сверстника является для ребёнка одним из первоначальных проявлений положительного отношения к нему.
Роза Семёновна Буре разработал программу «Дружные ребята», которая направлена на воспитание гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников. Также автор создал учебно-наглядное пособие для проведения бесед с дошкольниками 5–7 лет под названием «Как поступают друзья?: Воспитание гуманных чувств и отношений».
Вклад С. А. Козловой, Л. И. Беляевой, Р. И. Жуковской в изучение проблемы патриотического воспитания, в частности формирования любви к Родине у детей дошкольного возраста, весьма значителен.
Наталья Александровна Козлова разработала концепцию патриотического воспитания, которая опирается на тесную связь между эмоциональной сферой и осознанным отношением к родной стране. В своей работе автор выделила пять последовательных этапов формирования патриотизма у дошкольников: предварительный, базовый, художественно-ознакомительный, когнитивно-эмоциональный и эмоционально-действенный.
воспитание нравственно-волевых качеств – Суровцева А. Р., Демурова Е. Ю., Буре Р. С. ,Стародубова Н. А идр.
Суровцева А. Р., Демурова Е. Ю., Буре Р. С., Стародубова Н. А. и другие — исследователи, которые занимались воспитанием нравственно-волевых качеств у детей дошкольного возраста.
Екатерина Юльевна Демурова изучала проблему воспитания у дошкольников дисциплинированности.
Анна Васильевна Суровцева — волевого поведения.
Роза Семёновна Буре разработала теорию и методику нравственного воспитания на занятиях всех видов. Учёный доказал, что в процессе учебно-познавательной деятельности можно формировать у детей нравственно-волевые качества, доброжелательное отношение к сверстникам, осознанное отношение к требованиям педагога.
Основной целью нравственно-патриотического воспитания в детском саду является возрождение чувства патриотизма у детей дошкольного возраста, как неотъемлемой духовной, нравственной и социальной ценности, посредством развития любви к родному краю.
В рамках работы по патриотическому воспитанию ставятся следующие задачи:
1. Формирование у детей эмоционально-положительного отношения к месту своего рождения и проживания: дому, детскому саду, улице, району, городу, краю, стране.
2. Воспитание бережного отношения к природе родного края и ко всему живому.
3. Развитие у детей способности замечать и понимать красоту окружающего мира, а также желания узнать больше об особенностях своего края, его природе и истории.
4. Воспитание толерантного отношения к людям различных национальностей и культур.
5. Развитие интереса к русским традициям и культурным особенностям.
Педагогическая задача:
Развить у детей дошкольного возраста интерес к изучению истории и культуры своего региона и сформировать у них необходимые для этого навыки посредством взаимодействия с детьми, родителями и обществом.
Вклад педагога в развитие образования можно разделить на три стадии, с точки зрения его деятельного участия.
I. Подготовительный этап:
1. Теоретическое обоснование: Проведение анализа современной методической литературы по теме патриотического воспитания.
2. Планирование: Разработка перспективного плана мероприятий по формированию патриотических чувств у воспитанников.
3. Создание среды: Формирование предметно-пространственной среды, способствующей развитию патриотизма у детей.
4. Диагностика: Определение исходного уровня сформированности патриотических чувств у детей в начале учебного года.
5. Взаимодействие с родителями: Проведение анкетирования родителей по теме «Патриотическое воспитание в семье».
II. Основной этап:
1. Реализация плана: Проведение запланированных мероприятий, направленных на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
2. Партнерство: Установление и развитие тесного сотрудничества с родителями воспитанников.
3. Социальная интеграция: Взаимодействие с учреждениями и организациями социума в целях реализации программы патриотического воспитания.
III. Итоговый этап:
1. Оценка результатов: Определение уровня сформированности патриотических чувств у детей в конце учебного года.
2. Анализ обратной связи: Анализ заинтересованности родителей в вопросах патриотического воспитания.
3. Распространение опыта: Обобщение и распространение полученного опыта работы среди коллег.
Анализ результатов диагностики в начале учебного года выявил недостаточный уровень знаний у детей по теме "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через воспитание любви к родному краю".
В связи с этим, необходимо продолжить работу по углублению и систематизации знаний детей в следующих направлениях:
* Формирование любви и привязанности к близким людям и стремление заботиться о них.
* Воспитание любви и восхищения красотой родной деревни.
* Развитие чувства гордости за свою страну, интереса к ее истории и уважения к людям труда.
* Формирование ценностного отношения к природе родного края и окружающему миру.
* Приобщение к истокам национальной культуры и традициям.
Необходимо продолжить тесное взаимодействие с родителями и коллегами для эффективной реализации поставленных задач и формирования у детей дошкольного возраста прочных нравственно-патриотических чувств.
По завершении учебного года зафиксирован значительный прогресс в социально-эмоциональном развитии детей. Они продемонстрировали повышенную эмпатию, понимание значения труда взрослых и уважение к нему.
Кроме того, воспитанники усвоили нормы поведения как в коллективе, так и в общественных местах. Дети способны назвать своё имя и фамилию, указать домашний адрес. Они знакомы с государственными символами Российской Федерации - гербом, флагом и гимном. В ходе обучения у детей сформировалось представление о таких важных ценностях, как дружба, взаимопомощь и уважение.
В ходе педагогической деятельности был реализован ряд инициатив, направленных на развитие патриотического сознания у дошкольников.
Для детей:
* Разработана картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию.
* Создан перспективный план работы с детьми по данной тематике.
* Сформированы тематические альбомы, посвященные природе родного края.
* Проведен цикл бесед по нравственно-патриотическому воспитанию.
Для родителей:
* Составлены методические рекомендации "Как воспитать патриота".
* Подготовлены методические рекомендации по проведению дидактических игр.
* Разработан перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию.
Формирование патриотических качеств у детей осуществляется через тематические занятия, музыкальные постановки, конкурсы и праздники, такие как «День хлеба», «День защиты детей», «Зарница», «День флага России», а также День Победы и День защитника Отечества. Участие детей в мероприятиях, приуроченных к таким датам, как «9 Мая», «День защитника Отечества» и «День памяти и скорби», способствует формированию у них патриотических чувств и уважения к истории своей страны и ее героям, в частности к славным защитникам Родины — воинам Российской Армии, которые одержали Великую победу.
На протяжении года осуществляется работа по ознакомлению детей с народными и православными праздниками, такими как День деревни, Осенняя Ярмарка, Масленица и Каляда. Мы представляем им аспекты народной культуры, включая традиционную одежду, народные ремёсла, обряды и обычаи.
Мероприятие, приуроченное к Дню знаний, Дню учителя, Дню воспитателя и всем работникам дошкольного образования, формирует уважительное отношение к труду педагогов и профессии в целом. Оно способствует осознанию значимости образования в жизни каждого человека, а также развитию навыков выражения благодарности и почтения к учителям посредством рисунков, поздравлений и других творческих форм.
Экскурсии представляют собой значительное средство для формирования у детей представлений о труде взрослых. В ходе экскурсии дети имеют возможность наблюдать за разнообразными методами выполнения профессиональных обязанностей представителями различных профессий. Взрослый, демонстрируя трудовые процессы, комментирует каждую операцию и предоставляет детям возможность задавать вопросы. Интерес детей к работе взрослых усиливается, когда они могут выполнить хотя бы одну из доступных им функций.
В рамках образовательного процесса в нашей дошкольной группе проводятся экологические мероприятия, направленные на вовлечение детей в практическую деятельность по улучшению состояния окружающей среды. Дети принимают участие в уборке территории, посадке и уходе за цветами.
Целью таких мероприятий является воспитание у воспитанников чувства сострадания и любви к природе, формирование бережного отношения к окружающей среде, а также развитие патриотических чувств – любви к родному дому, семье, народу.
Участие в акциях "Георгиевская ленточка", "Пусть всегда будет солнце", "СВОим помогаем", "Капля жизни", "Читаем стихи о блокаде Ленинграда", "О бабушках и дедушках читаем мы стихи" способствует формированию у детей патриотических чувств.
В ходе участия в данных мероприятиях ребёнок:
* Осознаёт свою неразрывную связь с окружающим миром и возникает желание содействовать сохранению и приумножению богатства страны.
* Учится сотрудничеству с другими людьми, понимая, что совместные усилия позволяют достичь большего и эффективно решать сложные задачи, что формирует чувство солидарности и взаимопомощи.
* Развивает активную жизненную позицию, осознавая свою ответственность за результаты деятельности и взаимоотношения людей.
Значительный вклад в патриотическое воспитание детей дошкольного возраста вносят совместные усилия социальных партнеров: «Анисимовская сельской библиотеки», «Анисимовский сельского дома культуры» и первичное отделение «Движения Первых». Проведение совместных мероприятий создаёт условия для самореализации детей, укрепления их знаний и получения новых.
Сотрудничество с родителями является ключевым фактором успешного воспитания и развития ребенка. Для обеспечения тесного взаимодействия детского сада и семьи используются различные формы работы: анкетирование, индивидуальные и групповые консультации, предоставление информации на родительском стенде, проведение родительских собраний, организация совместных досуговых мероприятий.
Совместная работа педагогов и родителей создаёт единую образовательную среду, которая оказывает положительное влияние на развитие ребёнка как в детском саду, так и дома.
Нравственно-патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс, т. к. в его основе лежит развитие нравственных чувств.
Дети расширили представления о родном крае, нашей стране, закрепили знания о флаге, гербе и гимне России.
Приобрели представления о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная, многонациональная страна, заинтересовались русскими традициями и промыслами.
Между детьми укрепились дружеские, доброжелательные отношения. Дети знают множество игр и могут сами организовать их.
Проводя с детьми работу по патриотическому воспитанию, я стараюсь научить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа, быть гражданином, патриотом своего родного края, страны и Родины.