Марина Ковалёва
Формирования фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте детей 4–5 лет
▼ Скачать
Формирования фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте детей 4–5 лет
ТЕМА: «Развитие речевого слуха, силы голоса. (II -я часть)».
ЗАДАЧИ:
Обучающие : - продолжить работу над развитием речевого слуха : пониманием словесных инструкций, изменение силы и интонации голоса;
- формировать умение соотносить слова с изображением предмета, развивать фразную речь;
Публикация «Формирования фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте детей 4–5 лет» размещена в разделах
- упражнение в согласовании существительных с местоимениями: мой, моя.
Коррекционно - развивающие:
- развивать фонематический и речевой слух;
- развивать слуховой, зрительный, гнозис;
- развивать мелкую моторику.
- формировать мыслительные операции, развитие речи.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её;
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать навык общения.
МАТЕРИАЛ: персонажи сказки «Колобок»; предметы (перечислены в ходе); мяч,
картинки из лог. лото; тетрадь (на каждого ребёнка, цветные
карандаши (на каждого ребёнка).
Эмоциональный настрой Психогимнастика «Приветствие».
Дети сидят на стульчиках. Педагог подходит к каждому ребенку, смотрит в глаза, дотрагивается своими ладонями до ладошек ребенка и произносит фразу:
- Здравствуй Аня, я рада тебя видеть;
- Здравствуй, Алеша, мне радостно тебя видеть.
- Как хорошо, Дима, что ты пришел в группу. И т. д.
Педагог сам подбирает варианты приветствия, учитывая состав коллектива группы.
ХОД.
I. Мотивация.
На полотне персонажи сказки «Колобок».
- Из какой сказки пришли герои?
II. Основная часть. Закрепления материала предыдущего занятия. Постановка цели занятия (ОО «Речевое развитие»).
- Кого они хотели съесть?
- Как они говорили Колобку? Скажите так, чтобы все догадались, кто это говорит.
Педагог следить, чтобы дети правильно передавали интонацию каждого персонажа, изменяли силу голоса.
- Лена, как ты догадалась, что это говорит зайка? (зайка говорит тихо, жалобно).
- А как говорил волк? (громко, грозно)
- А лисичка? (ласково, вежливо, тихо)
Д/у «Кого не стало»
Педагог по очереди убирает персонажи.
- Кого не стало? (не стало зайца, не стало лисы, не стало мишки, не стало
волка).
2. К/У «Слушай и выполняй» (понимание словесной инструкции и фразовой речи)
- Мы сегодня поиграем в новые игры, будем учиться слушать, слышать своих товарищей, выполнять правильно задания.
Педагог дает инструкцию сразу двум детям.
- Саша, возьми кубик со стола и положи его в шкаф.
- Алеша, встань со стула и попрыгай.
- Саша, что ты делал, расскажи.
- Алеша, расскажи, что ты делал.
Педагог добивается точного выполнения инструкций и рассказа о действиях.
3. К/У «Горячий - холодный». (Понимание инструкции, развитие координации
движений рук).
Дети стоят полукругом. У педагога мяч.
- Я брошу мяч и скажу слово «холодный» или «горячий».
- Если услышите слово - холодный, то поймайте мяч, если - горячий - мяч не ловите.
Педагог по очереди бросает мяч детям, поощряет того, кто слушает внимательно, правильно выполняет задание.
4. К/У «Что (кто) у кого» - соотнесение слова с изображением предмета.
Дети получаю по 4 карточки из логопед, лото. Педагог берет свои карточки, последовательно и четко произносит 2 раза названия 4-х картинок (например, самолет, пушка, заяц, сумка). Ребенок, у которого есть называемый предмет - отвечает и получает карточку.
- У меня зайка; или - У меня есть зайка.
- Ребенок, который не услышал названия своего предмета, не получает карточку.
III. Физ. Минутка (ОО «Физическое развитие»).
Дети стоят. Педагог читает стихотворение, дети (вместе с ним) выполняют движения: мягко поглаживают ладошками по коленям (или по воздуху) -на протяжно-мелодичное «мяу», но «выпускают когти» - со звукоподражанием «фр-р-рр!»
«Кошка, как тебя зовут? - Мя-у. (мя-у, мя-у.)
Стережешь ты мышку тут? - Мя-у.
Кошка, хочешь молочка? - Мя-у.
А в товарищи - щенка? - Фр-р-рр!».
IV. Упражнение в согласовании существительных с местоимениями: мой, моя.
К/У «Магазин» (ОО «Речевое развитие»).
На полочке (столе) разложены различные предметы (самолет, мяч, кубик, сумка, ручка, ведро, картинки).
- Назовите эти предметы
- В магазине можно купить предметы в том случае, если правильно подберете к названию предмета слово мой или моя.
( пример: это мой самолет, это моя сумка)
V. Работа в тетрадях (ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие»).
В тетрадях нарисованы контуры предметов: мяча, сумки, солнца.
- Раскрасьте тот предмет, про который можно сказать мой, моя.
VI Итог (ОО «Речевое развитие»).
Дети берутся за руки и передают, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог:
- Я передаю вам свою дружбу, она идет от меня к Грише, от Гриши к Даше, от
Даши к Тане, от Тани к Рите и т. д. и наконец, возвращается ко мне. Я
чувствую, что дружбы стало больше. Когда мы дружные - у нас все
получается отлично.
- Расскажите, что мы сегодня делали?
Педагог побуждает детей к высказываниям.