Зачупейко Анна Валерьевна
Формирование зрительного восприятия у детей 6–7 лет с ОНР (III уровня).
▼ Скачать + Заказать документы
Зрительное восприятие сложный психофизиологический процесс, который включает поиск и обнаружение объекта, различие его отдельных признаков, эталонное сравнение и опознание. Начальный этап восприятия – выделение и первичный анализ сенсорного стимула – осуществляется зрительной проекционной системой. В реализации последующих этапов зрительного восприятия важнейшая роль принадлежит областям коры и ряду других отделов мозга. Распознавание объектов внешнего мира является основным назначением зрительной перцептивной системы. Зрительная перцептивная система формируется в течение длительного периода онтогенеза.
Публикация «Формирование зрительного восприятия у детей 6–7 лет с ОНР (III уровня),» размещена в разделах
У детей с общим недоразвитием речи неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование таких психических процессов как восприятие, внимание, память, мышление.
Зрительное восприятие является одним из главных факторов письма и чтения ребенка. Овладение языком, точной правильной устной и письменной речью – необходимое условие формирования успешной личности.
Эта важная задача состоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве. Особенно важная роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребенка имеются нарушения устной и письменной речи. К сожалению, нарушение одной структурной составляющей речевой системы влечет за собой вторичные и третичные нарушения. Среди них, как правило, ОНР, нарушение процессов чтения и письма, нарушение памяти, концентрации внимания, словесно-логического мышления и т. д.
Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников и делать самые невероятные, с точки зрения родителей и педагогов, ошибки при чтении и письме.
Динамика различных видов нарушений зрительного восприятия во многом зависит от своевременности начала профилактики и коррекции.
Для предотвращения различных нарушений в письме, речи, педагоги проводят работу по следующим направлениям: развитие графомоторных навыков, развитие зрительно – пространственных представлений, зрительного гнозиса; развитие зрительного внимания, памяти, а также операций мышления.
Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее.
В дошкольном возрасте совершенствуется восприятия пространства, дети учатся ориентироваться в пространстве независимо от собственной позиции, умеют менять точки отсчета.
Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве. Далее учащиеся тренируются в определении последовательности предметов или их изображений, а также графических знаков. Такие задания способствуют тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.
В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношений между предметами.
С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания, как: назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга и т. п.
Кроме того, проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине. Ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный, о том что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, постельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов.
Многие проблемы, возникающие в процессе учения, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. К нарушениям внимания у детей с ОНР относят :
• неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении;
• снижение избирательного внимания: неспособность сосредоточиться на предмете;
• повышенная отвлекаемость: при выполнении задания дети суетятся, переключаются с одного занятия на другое;
• снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.
Значение внимания для регуляции деятельности ребенка трудно переоценить. Способность ребенка к концентрации внимания очень важна для развития, как познавательных процессов, так и личности в целом.
При развитии зрительной и зрительно – моторной памяти, основной вид деятельности – работа с образцом. Сначала ребенок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается, но так чтобы ребенок успел рассмотреть и запомнить образец.
С точки зрения большинства исследователей зрительное восприятие неразрывно связано с мышлением и не может рассматриваться отдельно от него. Когда ребенок устанавливает связь между словом и многими зрительно воспринимаемыми предметами, при этом не тождественными,- он вынужден анализировать предмет, сравнивать выделенные части, абстрагировать индивидуальные и обобщать существенные. Так мышление в единстве с речью не просто «помогает» восприятию, а делает весь процесс осмысленным. При проведении упражнений, направленных на развитие мышления ребенка, необходимо соблюдать принцип постепенного перехода от сравнения по внешним признакам (цвет, размер) к сравнению по существенным признакам.
Таким образом, рассмотрев особенности развития детей дошкольного возраста с ОНР (III уровня, мы пришли к выводу, что проблема формирования зрительного восприятия на сегодняшний день остается актуальной, а также выявили, что зрительное восприятие влияет на множество факторов, в том числе и на формирование навыков письма.
Список литературы
1. Пятибратова Н. Изучение состояния процесса внимания и зрительного восприятия у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. – 2009. – №6. – С. 82-88.
2. Урунтаева Г. А. Психология дошкольника. М. : Издательский центр «Академия», 1997. – 121-133 С.