Ирина Гусарова
Формирование зрительно — пространственных представлений в онтогенезе.
▼ Скачать + Заказать документы
Трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло существенной роли.
Ориентация человека во времени и пространстве является необходимым условием его социального бытия, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным учением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности.
Публикация «Формирование зрительно — пространственных представлений в онтогенезе,» размещена в разделах
У детей к началу школьного обучения обычно сформированы основные формы пространственных представлений : они выделяют признаки предметов – форму и величину; имеют представления о направлениях пространства, а также о пространственных отношениях между предметами, понимают и используют речевые средства для обозначений пространственных отношений между предметами. В исследованиях детской нейропсихологии А В Семинович и других исследователей делается правомерный вывод о том, что пространственно – временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и пространственно – временных представлений в онтогенезе лежит в основе не только дальнейшего формирования высших психических функций, но и эмоциональной жизни ребенка. Подобная система как одна из составляющих психической деятельности точно так же начинает свое формирование в раннем возрасте, и уровни, «надстраиваясь» один над другим, прорастают преимущественно в сфере когнитивного интеллекта.
Структура пространственно – временных представлений по А В Семинович, может быть представлена в виде системы уровней: «от темного мышечного чувства» (по И М Сеченову) до когнитивного стиля личности, реализующего квазипространственные представления, такие как понимание сложных речевых конструкций, использование союзов причинности и логических связей.
1 Уровень Овладение пространством собственного тела. Подуровнями являются: ощущения идущие от проприоцептивных рецепторов: напряжение – расслабление. Различение человеком пространства формируется на основе восприятия им собственного тела. Это комплексное восприятие носит название «схемы тела» (Б Г Ананьев).Процесс формирования схемы тела у ребенка связан с развитием дифференцирующей работы коры головного мозга. Сенсомоторная деятельность направлена на установление отношений между движением и соответствующими изменениями в различных сенсорных полях.
2 Уровень Пространственные представления о взаимоотношениях внешних объектов и тела. Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:
1 ориентировка на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей
2 ориентировку в окружающем пространстве
Ребенок учится дифференцировать правую и левую руки раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие пространственных представлений осуществляется у него на основе дифференциации правых и левых частей тела, в первую очередь на основе выделения ведущей руки. Дети дошкольного возраста уже в 3-3,5 года практически легко различают правую и левую руки. Они производят ряд действий только правой рукой (едят рисуют и т д, но еще полностью не владеют речевой дифференциацией понятий «правое – левое»
3 Уровень Вербализация пространственных представлений. Дифференциация правого и левого возникает вначале в первой сигнальной системе, а затем развивается при возрастающем взаимодействии со второй сигнальной системой. Ориентировка детей в окружающем пространстве формируется также в определенной последовательности Первоначально расположение предметов ребенок определяет когда они расположены сбоку т е ближе к правой или левой руке Различение правой и левой сторон предмета развивается у детей позже.
4 Уровень Лингвистические представления. Он является наиболее сложной и поздно формирующейся составляющей психической деятельности. Формируется как речевая деятельность, являясь в то же время одной из основных составляющих стиля мышления и когнитивного стиля развития ребенка.