Лучший педагог года

Формирование зрительно — пространственных представлений в онтогенезе.

Ирина Гусарова
Формирование зрительно — пространственных представлений в онтогенезе.
▼ Скачать + Заказать документы

Трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло существенной роли.

Ориентация человека во времени и пространстве является необходимым условием его социального бытия, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным учением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности.

Публикация «Формирование зрительно — пространственных представлений в онтогенезе,» размещена в разделах

У детей к началу школьного обучения обычно сформированы основные формы пространственных представлений : они выделяют признаки предметов – форму и величину; имеют представления о направлениях пространства, а также о пространственных отношениях между предметами, понимают и используют речевые средства для обозначений пространственных отношений между предметами. В исследованиях детской нейропсихологии А В Семинович и других исследователей делается правомерный вывод о том, что пространственно – временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и пространственно – временных представлений в онтогенезе лежит в основе не только дальнейшего формирования высших психических функций, но и эмоциональной жизни ребенка. Подобная система как одна из составляющих психической деятельности точно так же начинает свое формирование в раннем возрасте, и уровни, «надстраиваясь» один над другим, прорастают преимущественно в сфере когнитивного интеллекта.

Структура пространственно – временных представлений по А В Семинович, может быть представлена в виде системы уровней: «от темного мышечного чувства» (по И М Сеченову) до когнитивного стиля личности, реализующего квазипространственные представления, такие как понимание сложных речевых конструкций, использование союзов причинности и логических связей.

1 Уровень Овладение пространством собственного тела. Подуровнями являются: ощущения идущие от проприоцептивных рецепторов: напряжение – расслабление. Различение человеком пространства формируется на основе восприятия им собственного тела. Это комплексное восприятие носит название «схемы тела» (Б Г Ананьев).Процесс формирования схемы тела у ребенка связан с развитием дифференцирующей работы коры головного мозга. Сенсомоторная деятельность направлена на установление отношений между движением и соответствующими изменениями в различных сенсорных полях.

2 Уровень Пространственные представления о взаимоотношениях внешних объектов и тела. Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:

1 ориентировка на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей

2 ориентировку в окружающем пространстве

Ребенок учится дифференцировать правую и левую руки раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие пространственных представлений осуществляется у него на основе дифференциации правых и левых частей тела, в первую очередь на основе выделения ведущей руки. Дети дошкольного возраста уже в 3-3,5 года практически легко различают правую и левую руки. Они производят ряд действий только правой рукой (едят рисуют и т д, но еще полностью не владеют речевой дифференциацией понятий «правое – левое»

3 Уровень Вербализация пространственных представлений. Дифференциация правого и левого возникает вначале в первой сигнальной системе, а затем развивается при возрастающем взаимодействии со второй сигнальной системой. Ориентировка детей в окружающем пространстве формируется также в определенной последовательности Первоначально расположение предметов ребенок определяет когда они расположены сбоку т е ближе к правой или левой руке Различение правой и левой сторон предмета развивается у детей позже.

4 Уровень Лингвистические представления. Он является наиболее сложной и поздно формирующейся составляющей психической деятельности. Формируется как речевая деятельность, являясь в то же время одной из основных составляющих стиля мышления и когнитивного стиля развития ребенка.

Публикации по теме:

«Формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ». Семинар-практикум для педагогов Формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ[/b] Подготовила: Кутор Н. С., педагог-психолог,г. Калининград Дети с ОВЗ (ограниченными.

Формирование представлений о казачестве на хореографии в ДОУ Формирование у детей дошкольного возраста представлений об истории и жизни казачества посредством организации деятельности по хореографии.

Формирование пространственных представлений у дошкольников на логоритмических занятиях Проблема пространственной ориентировки и формирования пространственных представлений – одна из наиболее сложных и актуальных проблем, так.

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет.

Игры на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности Пространственное ориентирование-это особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов.

Консультация для педагогов «Развитие пространственных представлений» Что такое пространственные представления? Задавали ли вы себе когда-нибудь такие вопросы: - Почему ребенку с хорошей памятью так трудно.

Мастер–класс для родителей «Игры и упражнения на формирование понимания пространственных отношений между предметами» Мастер – класс для родителей «Игры и упражнения на формирование понимания пространственных отношений между предметами и освоение специальных.

Развитие математических представлений в онтогенезеРазвитие математических представлений в онтогенезе Автор Ракова Е. С. воспитатель Каждый человек,только появившись на свет,уже готов к восприятию окружающего мира:он способен видеть, слышать,.

Развитие звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе Звук речи – это минимальная, нечленимая речевая единица. Звуки как материальные знаки языка выполняют две функции: доведения речи до восприятия.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование зрительно — пространственных представлений в онтогенезе.
Опубликовано: 29 апреля 2016 в 22:27
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование зрительно — пространственных представлений в онтогенезе.» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гусарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД