Татьяна Зинченко
Формирование представлений о казачестве на хореографии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей дошкольного возраста
представлений об истории и жизни казачества
посредством организации деятельности по хореографии
кружка «Веселая ритмика».
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота. Прикосновение к истории своей семьи, своего народа вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого. Хореография через движения и танцы даёт возможность наиболее близко прикоснуться к истории, прочувствовать дух казачества.
Публикация «Формирование представлений о казачестве на хореографии в ДОУ» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
В начале учебного года я начинаю работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Кубанской казачьей культурой.
Цель этой работы - это ознакомление дошкольников с жизнью и обычаями казаков, воспитание духовных, патриотических чувств, развитие музыкально-хореографических навыков, психических процессов.
Первым этапом является сообщение детям о том, кто такие казаки, используя информационно-коммуникационные и образовательные технологии.
В ходе беседы дошкольники узнают, что казак – это Православный воин-труженик, который занимается земледелием, ведёт хозяйство, владеет многими ремёслами (гончарным, кузнечным, тканным) и, если возникнет необходимость, готов встать на защиту своих рубежей. Казаки вели пограничную службу, совершенствовались в джигитке, т. е. умении владеть разнообразным оружием (шашка, нож, кнут) и верховой езде. Казаки были Православными людьми с храбрым сердцем, сильные, ловкие, они любили и защищали свою Родину, семью. Немало подвигов совершено казаками в Великую Отечественную Войну и в другие войны. Честь для казака очень дорого значит. Казачки не уступали казакам. Вести хозяйство, растить детей, помогать мужу во всем могли только сильные духом женщины.
В своей работе я использую художественную литературу: подборку стихов Кубанских поэтов, пословиц и поговорок о Кубани и жизни казаков :
Казачьему роду нет переводу.
Казачья смелость порушит любую крепость.
Веселы привалы, где казаки запевалы.
Где хозяин ходит, там и хлеб родит.
Поживи подольше — увидишь побольше.
Господа старики - первейшие казаки.
Я использую демонстрационный материал - это слайдовые презентации о жизни и быте казаков и выставки Кубанскими костюмов, атрибутов к танцам.
Второй этап – это разучивание движений и плясок кубанской тематики. Детям сообщаю, что после похода, работы или в праздники казаки пели песни, устраивали пляски или состязания. Песни и танцы были следующего содержания: лирическими: о Родине, о своей любимой; походные: о доблести воинов, боевом друге коне; весёлые, шуточные. Знакомлю ребят с танцами Государственного Кубанского Казачьего Хора под руководством В. Захарченко, танцами станичного ансамбля народного танца «Багатица» руководитель Шилов Н. К.
С детьми разучиваем и отрабатываем движения кубанских плясок:
-хороводный шаг, бег захлестом, «козлик», «ботиночки», присядка, пружинка и другие;
-перестроения по кругу, в колонну, прочёс, воротца, круг, круги, змейка, диагональ, сужение круга и расширение и другие;
-выполнение движений с атрибутами: лошадками, шашками, платочками, дугой с лентами и другие.
Обращаю внимание на постановку корпуса: спина прямая, голова приподнята; руки на поясе, пальцы рук вместе, напряжены; ноги 1-я, 2-я, 3-я, 6-я позиции; полуулыбка, улыбка.
Результатом такой работы являются разучивание танцев: «Трава, моя трава», «Казачата», «Слава Богу, что мы казаки», «Коханочка», «Казачий пляс», «Ехали казаченьки», «На зеленом, на лугу», «Ой да, Краснодарский край». В процессе работы детям объясняю характер танца, рассказываю об образе казака-воина. При этом также использую пословицы и поговорки, демонстрационный материал… Использование личностно-ориентированной технологии позволяет добиться у детей точности выполнения движений, синхронности, а также выразительного исполнения танца.
Следующий этап – это организация досугов и праздников казачьей направленности. Традиционным в нашем детском саду на протяжении 10 лет стало проведение обряда «Посвящение в казачата», в котором принимают участие дети, педагоги, родители, казаки Старощербиновского казачьего общества, кадеты Ейского кадетского корпуса. На празднике дошкольники демонстрировали свои знания о казачестве и навыки хореографии. Обряд «Посвящение в казачата» носил и познавательный характер: дети расширили представления о казаках, посредством бесед с гостями, рассматривании формы казаков, их оружия, исполнения стихов, а так же игр с кадетами и Атаманом. Музыкальное сопровождение и оформление зала так же способствовало расширению представлений об истории и жизни казачества. В конце праздника ребят посвятили в казачата, а Атаман и кадеты дали напутствия юным казакам. Традиционным праздником также стал «День матери казачки», на котором воспевается подвиг женщин матерей Кубани. Казачата радуют своих мам задорными Кубанскими плясками, играми, песнями. Православие и казачество неразрывно связаны, поэтому формирование у детей представлений об истории и жизни казаков осуществляется и в организации Православных праздников. Любим и незабываем для детей, стал самый долгожданный праздник - Рождество Христово. В преддверии этих событий знакомлю ребят с историей праздника, как встречали Рождество Кубанские казаки. В нашем саду сначала это были праздники-колядки, на которых дети знакомились с казачьими традициями празднования «Рождества Христова». Дошкольники были колядовщиками, в своих шествиях и песнях славили Рождение Бога. На протяжении последних двух лет мы приглашаем на этот праздник вокальную группу «Родник». Теперь мы с ребятами выступаем в роли хозяев, принимающих колядовщиков, их Рождественские поздравления. Праздник всех праздников — «Святая Пасха». При подготовке проводится серия бесед и встреч со священниками станичного храма о том, как готовились к празднику и праздновали его казачьи семьи, а также разучиваются весёлые казачьи танцы и хороводы. Праздник производит яркое впечатление, как на детей, так и на взрослых, он полон общей радости и ощущения чуда.
Таким образом, формирование и использование хореографических навыков казачьей направленности и знаний о жизни и быте казаков происходит в течение всего года в организации образовательной деятельности кружковой работы и праздников таких, как: «День защитника Отечества», «День Победы», «День семьи, любви и верности», «Спас» и другие. Кроме того, мои маленькие артисты являются активными участниками фестивалей детского творчества. Работа в данном направлении способствует воспитанию духовных, патриотических чувств, любви к малой Родине, что является одной из задач работы по ФГОС.