Миннегуль Кадыргулова
Формирование здорового образа жизни в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №56 «Северяночка»
Формирования здорового образа
в дошкольном учреждении
Воспитатель:
Кадыргулова М. Х.
Нижневартовск
2023
Основой формирования здорового образа в детском саду являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.
Основные компоненты здорового образа жизни
Публикация «Формирование здорового образа жизни в ДОУ» размещена в разделах
1. Рациональный режим. Под режимом принято понимать распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
• Полное и своевременное удовлетворение таких потребностей, как сон и еда.
• Тщательный гигиенический уход, чистота тела, одежды, постели.
• Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
• Формирование культурно-гигиенических навыков.
• Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
• Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
2. Правильное питание. От правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
• Обеспечение баланса. Белки, жиры, углеводы
• Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
• Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей оказывает самое влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным заболеваниям. Поэтому в выходные и праздничные дни родителям над рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.
3. Двигательная активность. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Средства двигательной направленности
• Физические упражнения;
• Физкультминутки;
• Эмоциональные разрядки;
• Гимнастика (оздоровительная после сна);
• Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
• Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.
Основными условиями формирования двигательной культуры являются:
• Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
• Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
• Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
• Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни. Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.
4. Закаливание организма
Закаливание организма- это процесс повторного или длительного действия на организм того или иного метеорологического фактора, например холода, тепла. Если закаливание проводить систематически и планомерно, то у ребенка улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, повышается выносливость организма.
5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается.
Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении.
Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.
Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции.
6. Соблюдение правил личной гигиены
Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и необходимыми – этого можно достичь регулярностью. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Важно, чтобы малыш усвоил, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте.
Приучать ребё нка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.
Реализация данного направления обеспечивается:
- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
- созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;
- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
Задачи работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников
1. Формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо
2. Воспитывать навыки здорового поведения
3. Любить двигаться
4. Есть побольше овощей и фруктов
5. Мыть регулярно руки
6. Быть доброжелательным
7. Больше бывать на свежем воздухе
8. Вовремя ложиться спать и просыпаться
9. Развивать умение рассказывать о своем здоровье
11. Вырабатывать навыки правильной осанки
12. Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом
13. Развивать художественный интерес