Виктория Балашова
Формирование эстетического вкуса ребенка старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Начиная с дошкольного возраста, ребенок должен и может получить начало эстетического воспитания, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к творчеству.
Ребёнок с первых дней жизни тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным вещам и предметам. Всё это вызывает чувство удовольствия, заинтересованность. С первого года жизни дети слышат колыбельную, сказку, рассматривают иллюстрации, картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний.
Публикация «Формирование эстетического вкуса ребенка старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Эстетический вкус - педагогически управляемое явление. Его формирование у детей ставит конкретные социально-психологические задачи, без решения которых невозможно в этом процессе добиться успеха. Одна из главных - заинтересовать каждого конкретного ребенка творениями высокого образца, дать им необходимые знания, позволяющие постичь ценностный смысл творений, знания, которые будут способствовать формированию устойчивых представлений о музыке, системы убеждений о прекрасном и безобразном. Благодаря этому у детей будут формироваться верные суждения и оценки того или иного произведения, умения и навыки истинного ценителя музыки, активного слушателя, а в некоторых случаях и ее исполнителя.
Формирование эстетического вкуса детей происходит в процессе эстетического воспитания, которое осуществляется воспитателем, или родителями. Помимо этого ребёнок в рамках самостоятельного изучения мира может также воспринимать некоторые предметы и объекты, влияющие на формирование его эстетического вкуса.
Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста осуществляется через различные виды творческой деятельности, включая изобразительное искусство и музыку, и другие. Этот процесс является сложным и многоаспектным, он включает в себя использование различных форм и методов. В дошкольных образовательных учреждениях применяются разнообразные формы и методы эстетического воспитания.
В педагогике успешно применяются эффективные методы, способствующие развитию у детей эстетических качеств личности:
– метод убеждения, способствующий формированию эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
– метод приучения, упражнения в практических действиях, которые предназначены для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
– метод проблемных ситуаций, который побуждает к творческим и практическим действиям;
– метод побуждения к сопереживанию, эмоционально– положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающем мире.
Рассмотрим подробнее методические рекомендации педагогам по формированию эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста.
Одной из главных задач педагога является формирование эстетической воспитанности ребенка старшего дошкольного возраста. Именно в этом заключается важность становление ребенка как личности. Благодаря наработанной годами педагогической практике, научной литературе и нормативной правовой базе, воспитатель обладает всеми возможностями для реализации педагогического потенциала в области эстетического знания.
Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески. Все эти навыки следует развивать постепенно. Например, можно наблюдать вместе с детьми за работой няни и подвести их к выводу, что она не только заботится о чистоте, но и создает уют в комнате. Чистое и аккуратное помещение становится красивым.
Таким образом, дети постепенно привыкают поддерживать чистоту и порядок сначала при помощи взрослых, затем по их напоминанию, а к старшей группе уже самостоятельно.
Родная природа является важным средством эстетического воспитания. Ее красота особенно ярко и глубоко воспринимается в детстве и остается в чувствах и мыслях на всю жизнь. Искусство также является многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания. Учитывая положения Федеральной образовательной программы, которая наиболее полно раскрывает задачу современного дошкольного образования в ведении работы патриотической направленности и воспитании чувства патриотизма у детей дошкольного возраста. Воспитывать дух патриотизма в детях легче всего через наиболее понятные им инструменты (народные песни, объекты изобразительного искусства, отечественную литературу). Произведения искусства являются источником радости, эстетического наслаждения и духовного обогащения. Детям доступны многие виды искусства: литература, музыка, кино, живопись, театр. Каждый вид искусства по-своему отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.
Для правильной организации работы по эстетическому воспитанию необходимо составить примерное содержание, определить требования и задачи.
Эстетическое воспитание не обособлено от общего педагогического процесса, оно тесно связано с нравственным, умственным и физическим развитием детей и осуществляется через формы организации их деятельности: в игре, быту, занятиях, на праздниках и развлечениях. Когда дети овладевают способами самостоятельных действий на занятиях, они могут применять их в других условиях без посторонней помощи. Ребенок, способный чувствовать красоту вокруг себя, получает источник неиссякаемой позитивной энергии, которая создает хорошее настроение, чувство счастья, вдохновляет на игру, познание, труд и общение. В современных условиях содержание и методика воспитания эстетических чувств должны постоянно обновляться. Важно находить новые способы взаимодействия с родителями, чтобы показать им важность воспитания у детей эстетических чувств, а также методы такого воспитания.
Для эстетического воспитания рекомендуется реализовывать комплекс мероприятий, который включает различные направления деятельности:
– музыкальная деятельность – рекомендуется народная музыка, поскольку такие песни понятны и близки детям. При выборе музыкального материала берутся во внимание возрастные характерные черты детей;
– художественное творчество – занятия согласно изобразительной деятельности проводятся в занимательной, игровой форме, с музыкальным сопровождением, национальными сказочными персонажами. Как правило дети любят разрисовывать слепленные ими предметы, игрушки, а так же рисовать;
– праздники и развлечения – для народных праздников характерна связь с природным циклом. Эти праздники считаются инструментом осмысления смены времен года и их повторения, ребята понимают, какие перемены в природе совершаются в любом из времен года, как меняется жизнедеятельность людей (в осеннее время можно сходить в лес за грибами, собрать на зиму урожай, в зимнее время можно кататься на лыжах, санках и коньках, в летнее время года – прогулки на природе). При проведении праздников дети одеваются в национальные костюмы. Помимо этого, ведутся познавательно-тематические мероприятия, связанные с бытом людей;
– работа с семьей предполагает совместное участие изготовление игрушек и поделок для ярмарочной выставки, пошив костюмов для праздников, участие родителей в подготовке развлечений и чаепитий. Совместный просмотр репертуара выездного театра, посещение музея русского быта. Обязательные консультации для родителей относительно возможного содержания, методов и средств эстетического воспитания в семье.
На основании вышеизложенного, мы приходим к выводу о том, что развитие уровня сформированности эстетического воспитания напрямую зависит от применяемых методов. Воспитатель обязан в своей работе опираться на методические рекомендации к осуществлению эстетического воспитания ребенка. Воспитание необходимо реализовывать поэтапно. Изначально необходимо обращать внимание детей на простые вещи, например, на природу, попутно задавая наводящие вопросы о том, что дети чувствуют, ощущают, испытывают. Немаловажную роль в формировании эстетического воспитания также играют и родители, которые взаимодействуют с детьми в свободное время. Дети могут развиваться различными способами: на прогулках, либо же при посещении учреждений культуры (музеи, театры, а также на развлекательных мероприятиях, приуроченных к тем или иным праздникам.