Татьяна
Формирование эмоциональной сферы старшего дошкольника через использование музыкальных игр-сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Вся познавательная и предметная деятельность, вся жизнь немыслима без эмоций, без чувств. Здоровая нервно-психическая сфера - основа хорошего физического и духовного развития ребенка.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Музыке, как и игре, отводится особая роль в воспитании ребенка. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Влияние и значение сказок детям в дошкольном возрасте - несомненно. Именно поэтому каждая сказка, которая предлагается ребенку, требует внимания со стороны взрослого.
Публикация «Формирование эмоциональной сферы старшего дошкольника через использование музыкальных игр-сказок» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
Ответственность за физическое и психическое здоровье детей, в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", лежит на родителях и лицах, занимающихся воспитанием и развитием (воспитателях).[2]
В статье 64. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. [1]
Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Т. А. Маркова, Я. З. Неверович, С. А. Рубинштейн, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и другие знаменитые педагоги и психологи утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря развитию эмоциональной сферы, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.
Разработка проблемы становления внутреннего, эмоционального мира ребёнка в педагогической науке и практике получила своё развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности работы с ребёнком были уровень развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения.
Регулирование эмоций - одна из сторон детского психосоциального развития, особенно в первые семь лет жизни ребенка. Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Излишняя интеллектуализация и логизация в воспитании приводит, по словам Л. С. Выготского, к феномену «засушенного сердца» (отсутствие чувства). А это - крайне нежелательно как для общества, так и для самого ребенка. Важно, чтобы ребенок не участвовал в «обесчувствовании» жизни, ее технологизации. Ребенок в семье чаще всего предоставлен самому себе, телевизору, а теперь уже и компьютеру. Он лишен живого общения, которое в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других.
Отсюда следует, что работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Все вышесказанное определило выбор выпускной квалифицированной работы. Был определен аппарат исследования.
Проблема: каковы наиболее эффективные условия использования музыкальных игр-сказок в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников?
Объект исследования: процесс формирования эмоциональной сферы дошкольника.
Предмет исследования: условия формирования эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе музыкальных игр-сказок.
Поставлена цель исследования: выявление и опытно-практическая проверка условий использования музыкальных игр-сказок в формировании эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Выдвинута гипотеза: формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе использования музыкальных игр-сказок будет протекать эффективно при условиях:
- если музыкальные игры-сказки будут включены в разные виды деятельности дошкольника (сюжетно-ролевые игры, общение, организованную образовательную деятельность);
- будут применены различные приемы активизации интереса детей к музыкальной игре-сказке (совместная игровая деятельность педагога с ребенком, введение новых персонажей и т. д.);
- музыкальные игры-сказки будут включаться в различные формы совместных мероприятий воспитателя и музыкального руководителя (концерты, творческие вечера и т. д.).
Для достижения цели и подтверждения гипотезы определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать определения понятий «эмоции» и «чувства», раскрыть виды эмоций и чувств.
2. Раскрыть этапы и проанализировать закономерности формирования эмоциональной сферы дошкольников.
3. Изучить вопрос о влиянии музыкальных игр-сказок на формирование эмоциональной сферы старших дошкольников.
4. Провести изучение сформированности эмоциональной сферы старших дошкольников МБДОУ «Детский сад 89».
5. Подобрать и провести музыкальные игры-сказки для формирования эмоциональной сферы у детей старшей группы МБДОУ «Детский сад 89».
6. Оценить эффективность использования музыкальных игр-сказок в формировании эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
7. Разработать методические рекомендации для воспитателей по проведению музыкальных игр-сказок.
В педагогическом исследовании использованы следующие методы : анализ психолого-педагогической литературы; анализ, синтез, сравнение, обобщение; изучение и обобщение массового и индивидуального опыта, наблюдение, анкетирование, опытная работа, метод экспертных оценок, методы математической обработки информации.
База исследования: МБДОУ «Детский сад 89».
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. В первой главе раскрыты понятия об эмоциях и чувствах. Виды эмоций и чувств. Проанализированы психолого-педагогические закономерности эмоциональной сферы старшего дошкольного возраста. Влияние музыкальной игры-сказки на формирование эмоциональной сферы. Во второй главе представлена диагностика сформированности эмоциональной сферы, руководство музыкальными играми-сказками в процессе формирования эмоций, дана оценка эффективности использования музыкальных игр-сказок в формировании эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.