Пышина Александра Алексеевна
Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как средство их социально-коммуникативного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
Публикация «Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как средство их социально-коммуникативного развития» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Одна из самых главных задач, которую необходимо решить для успешного развития коммуникации детей – это управлять своими эмоциями, поскольку именно эмоциональные состояния определяют поведение индивида; для эффективного развития личности и функциональных систем необходимо научить ребенка распознавать эмоции, их характер, признавать и использовать
Тогда как положительные эмоции хорошо воспринимаются психикой дошкольников и мотивируют развиваться дальше, то отрицательные вызывают острое неприятие. Этот пласт эмоций также нужно уметь внутренне принимать, потому что они могут выразиться в коммуникативных проблемах и сложностях дальнейшего взросления. Развитию эмоциональной сферы надо уделять внимание с первых дней жизни.
Управляя своими эмоциями, дети смогут преодолевать страхи и неуверенность, осознавать свое поведение, избегать деструктивного и девиантного поведения, не совершать необдуманные поступки.
Работа по управлению эмоциями способствует социально-коммуникативному развитию дошкольников, они учатся определять душевные состояния других людей.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ АКТИВНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, СПОСОБНОСТИ ЧУВСТВОВАТЬ, ПОНИМАТЬ СЕБЯ И ДРУГОГО.
Основные задачи работы:
• обучение понимания самого себя и умению «быть в мире с собой»;
• воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания;
• развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях;
• формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями
(мимикой, жестами) как
средствами человеческого
общения;
• формирование навыков
самоконтроля в процессе общения и самооценки своего эмоционального состояния;
• выработка у детей черт характера, являющихся основой для развития положительных партнерских качеств;
• развитие творческих способностей и формирования способов их выражения в процессе коммуникативной деятельности;
• развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей;
• коррекция отрицательных черт характера и поведения.
Внедрение навыков коммуникации и эмоциональное развитие происходит с помощью игры – для детей дошкольного возраста это оптимальный, наиболее подходящий способ обучения. К тому же она позволяет педагогу увидеть особенности каждого ребенка и возможные трудности.
Основные этапы в работе педагога-психолога, способствующие овладению детьми языком эмоций
1. Знакомство с чувствами.
2. Мимика.
3. Пантомимика.
4. Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций
5. Обучение детей адекватному выражению эмоций (соответственно ситуации).
Изготовление детьми ложечного театра «куклы-настроения»