Антонина Бердникова
Формирование элементарных математических представлений в режимных моментах
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений в режимных моментах. в режимных моментах
Вся наша образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Публикация «Формирование элементарных математических представлений в режимных моментах» размещена в разделах
Сегодня мы будем говорить о познавательном развитии.
Цель познавательного развития предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Задачи познавательного развития следующие:
1. Формирование элементарных математических представлений.
2. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
3. Ознакомление с предметным окружением.
4. Ознакомление с социальным миром.
5. Ознакомление с миром природы.
Это очень обширное направление, и поэтому сегодня мы поподробнее остановимся на одной, но очень важной задаче этого направления. Формирование элементарных математических представлений.
Что же включает в себя фэмп? Фэмп включает в себя формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
ФЭМП, мы педагоги, осуществляем на занятиях непосредственно – образовательной деятельности и в режимных моментах. Т. к. тема нашей сегодняшней консультации «Содержание познавательной деятельности в режиме дня», то будем говорить о фэмп в режиме дня.
Вспомним
Формы образовательной деятельности в режимных моментах :
• Сюжетно-ролевая игра
• Рассматривание
• Наблюдение
• Чтение
• Игра-экспериментирование
• Развивающая игра
•Ситуативный разговор с детьми
• Экскурсия
• Интегративная деятельность
• Конструирование
• Исследовательская деятельность
• Рассказ
• Беседа
• Создание коллекций
• Проектная деятельность
• Экспериментирование
• Проблемная ситуация
Режимные моменты занимают большую часть времени, которое малыш проводит в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.
В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя с малышом. Их и нужно использовать для установления психологического контакта с ребёнком, для освоения ребёнком новых знаний и закрепления имеющихся знаний в непринуждённой обстановке.
Свою работу по формированию элементарных математических представлений осуществляю в разных формах в разных режимных моментах :
Во время умывания:, посещения туалета: начиная с младшей группы приучали детей заходить в туалетную комнату и вставать около раковин в порядке очереде по два-три человека. Слайд 1
Одевание (раздевание) на (с) прогулку: сравниваем, какая туфелька больше, прикладывая подошвы друг к другу; определяем, много ли ребят пришло в куртках; в комбинезонах, сравниваем шарфы, определяем, у кого шарф длиннее, а у кого короче, обращаем внимание, как надета обувь, этот сандалик на левую ногу, а этот на правую, эти сапожки высокие, а эти низкие, обращаем внимание на форму и цвет деталей одежды: карманы на этом платье квадратные и синего цвета, на этом платье овальные, красного цвета, поясок широкий, а на этом узкий, шорты короткие, а брюки длинные, рукава на этой рубашке короткие, а на этой длинные. Слайд 2
Гимнастика пробуждения : кладём массажные коврики, определяем количество, цвет, форму. Слайд 3
Утренняя гимнастика:строимся в 4 колонны. Считаем по ходу количество сделанных упражнений, закрепляем умение двигаться в заданном направлении: вперёд, назад, направо, налево, вверх, вниз, закрепляем понятие правая рука, левая рука. Кладё м левую руку на левую половинку груди и проговариваем : «Оно всегда стучит в груди : тук, тук, тук … Когда я ем, когда иду, я слышу сердца стук. Где лево и где право, легко запомню я. Поскольку сердце слева всегда стучит, друзья!» Закрываем глазки. Слушаем своё доброе сердце.
Слайд 4
Дежурство по столовой: просим детей положить большие салфетки на столы; ложку класть справа. Салфетницу ставим посередине стола, тарелку с хлебом ставим посередине стола. В салфетницу кладё м салфетки и проговариваем с детьми : сколько детей сидит за столом – столько салфеток в салфетнице. Значит, салфеток и детей должно быть поровну.
Во время приёма пищи обращаем внимание, что тарелки, блюдца - круглые, котлеты, куски белого хлеба – овальные, запеканка – квадратная,
Слайд 5
Прогулка: собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие); во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру; постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, кусты, цветы, насекомых, птиц,
Слайд 6
Здесь существует огромное количество игр, например: рисование мелками на асфальте – одна из излюбленных забав у малышей. Никогда не устаревают классики, просто рисование различных рисунков. Можно рисовать палочками на песке на участке или на снегу. Однако можно совместить приятное с полезным. Когда мы изучаем геометрические фигуры, то знакомство с ними можно продолжить и на улице. Что ж это за игры?
1. Изучаем круг. Нарисуйте круг. Из него можно сделать массу интересных вещей – часы, мячик, мордашки эмоций: весёлую, грустную, обиженную. Можно нанизывать бусинки-кружочки на нарисованную ниточку, рисовать бусы для бабушки, предложите малышу продолжить. Можно сочетать с изучением цветов. Рисуйте разноцветные бусинки, поиграйте в игру продолжи ряд – взрослый рисует красную, синюю, белую бусинку, а малыш продолжает рисовать цветную цепочку в том же порядке. Рисуйте пуговицы с разным количеством дырочек, сравнивайте их, находите одинаковые. Дальше можно нарисовать кофточку, платье и предложить малышу «пришить» пуговицы. Еще нарисуйте плодовое дерево, а малыш дорисует яблоки. Считайте ваши яблочки, говорите о том, какие находятся выше, какие ниже, справа, слева и т. д.
2. Изучаем овал. Нарисуйте овал, скажите ребенку, что это дупло, а он белочка. Пусть попрыгает из одного дупла в другой. Прыгать можно в дупло, из дупла. Заодно проговаривайте, что малыш внутри или снаружи. Можно разукрасить овалы. Предложите ребенку прыгнуть в красное дупло, в синее, Овалы сделайте разного размера. Теперь можно усложнить задачу: «Прыгни не в синее и не в маленькое дупло. Прыгни в дупло, которое слева от желтого» и т. д.
3. Изучаем треугольник. Скажите крохе, что треугольник – это платочек. Но он у нас некрасивый. Предложите его разукрасить. И рисуйте на нем все, что хотите. Если рисуете различные геометрические фигуры, то расскажите малышу, что они находятся внутри треугольника. Из нескольких треугольников нарисуйте елку. Их можно сделать много и разного размера – это будет лес (понятия большой, средний, маленький). Еще пусть треугольник превратится у вас в гору. Изучаем понятия вершина и подножье горы. Предложите малышу пальчиками дойти до самой верхушки – чем вам не пальчиковая гимнастика?
4. Изучаем квадрат. поиграйте в игру «Робот». Нарисуйте ряд квадратиков. Предложите малышу быть роботом – он будет выполнять ваши команды: «Вперед на один квадратик, назад на два квадратика, влево на один т. д. двигательный диктант.
5. Изучаем прямоугольник. Нарисуйте многоэтажный дом. Обязательно проговаривайте название фигуры. Скажите, что дом прямоугольный, а крыша треугольная. Можно нарисовать в этом доме окошки разной формы. Поселите в квартиры жильцов (палочки, листики, все, что угодно). Посчитайте, сколько этажей, окон в вашем доме. Пусть ребенок найдет того, кто живет под прямоугольным окном, над квадратным окном, между двумя овалами, справа то круга и т. д. Можно нарисовать несколько домов – это будет город, нарисуйте дороги узкие и широкие, светофор. Пусть по вашим дорогам ездят игрушечные машины, ходят куклы-пешеходы.
Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того, загадки, пословицы, считалки дают большой эффект в обучении дошкольников владению объяснительной и доказательной речью. Мы их используем в своей работе в режимных моментах.
Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей. Еще поддерживаю интерес к математическим понятиям с помощью стихотворений, сказок с математическим содержанием, пальчиковых игр.
Также играю с детьми в сюжетно - ролевые игры.
Игра «Зоопарк», где дети практически используют порядковые и количественные числительные, предшествует подготовительная работа: ознакомление с трудом взрослых, работающих в зоопарке; чтение рассказов Е. Чарушина, Б. Жидкова, С. Маршака о растительном и животном мире, о труде человека в зоопарке; рассматривается альбом «В мире животных». На доступных примерах детям раскрывается сложность работы по уходу за животными и их доставке в зоопарк: здесь необходимы смелость, находчивость, большие знания. Наряду с этим ребята узнают, что люди, работающие в зоопарке должны хорошо уметь считать: сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится в одной клетке? Строим клетки для животных разной формы : квадратные. Прямоугольные из строительного материала.
Слайд 7.
Игра «Магазин», в которую дети играют с удовольствием. Имеется кассовый аппарат, наборы монет. Слайд 8
«Парикмахерская» кроме вопросов, «у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные, сравнить цвет волос, длину ленточек. Можно закреплять состав числа из двух меньших.. Я говорю ребё нку : «Твоя причёска стоит 5 рублей». У девочек есть кошельки с деньгами, с которыми они ходят в магазин - жетоны с цифрами 1 – 9 в подготовительной группе. Они выкладывают примеры на столе. Кто послабее - один вариант состава числа, кто посильнее - все варианты. Плюс рисуют пальчиком на столе. Игра очень помогала.
«Семья». Накрываем стол для гостей. Сколько гостей придёт? Сколько тарелок поставим? Сколько ложек положим? Какая форма, цвет у посуды. И т. д. Обязательно делаем вывод: Сколько гостей, Столько тарелок, ложек, кружек.
Математические конкурсы и досуги.
Дошкольники очень любят соревнования и конкурсы, в том числе математические. Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные соревнования доставляют им эстетическую радость, радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности. «В гостях у Круга и Квадрата» - настольный театр; «Математические старты» и др.
«Задачи – смекалки», например, из пяти палочек сложить квадрат и два равных треугольника;
Подвижные игры: «Забрось мяч в корзину». Инструкция: выполняешь столько бросков, пока не забросишь 5 мячей. Ребёнок считает заброшенные мячи. Я смотрю. Спрашиваю : «Сколько забросил?» 3. Сколько осталось забросить до 5? 2. Т. Е. задачки решают в уме. Это в старшей, подготовительной группе. С малышами пока забрасываем в корзину жирафа на веранде, просто считаем до 3. Тренируем ловкость. Координацию движений, глазомер.
Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать
А сейчас я предлагаю вам на некоторое время примерить на себя роль наших воспитанников и решить логические задачи - задания на сообразительность.
- У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)
- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)
- Вы зашли в темную комнату, где есть свеча, газовая плита, керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь?
(Спичку или зажигалку)
- Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении?
(Да, бросить его вверх)
- Двое мальчиков играли в шашки два часа. Сколько играл каждый из них?
(По 2 часа)
- Двое пошли - все пять гвоздей нашли. Четверо пойдут - много ли найдут?
(Ни одного, все уже нашли)
- У одного мужчины четыре сына и у каждого из них есть родная сестра. Сколько у него детей?
(Пять человек)
Таким образом, использование разных форм работы по фэмп в режимных моментах дает возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.