Папки-передвижки

Формирование элементарных математических представлений в режимных моментах

Антонина Бердникова
Формирование элементарных математических представлений в режимных моментах
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование элементарных математических представлений в режимных моментах. в режимных моментах

Вся наша образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Публикация «Формирование элементарных математических представлений в режимных моментах» размещена в разделах

Сегодня мы будем говорить о познавательном развитии.

Цель познавательного развития предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Задачи познавательного развития следующие:

1. Формирование элементарных математических представлений.

2. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

3. Ознакомление с предметным окружением.

4. Ознакомление с социальным миром.

5. Ознакомление с миром природы.

Это очень обширное направление, и поэтому сегодня мы поподробнее остановимся на одной, но очень важной задаче этого направления. Формирование элементарных математических представлений.

Что же включает в себя фэмп? Фэмп включает в себя формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

ФЭМП, мы педагоги, осуществляем на занятиях непосредственно – образовательной деятельности и в режимных моментах. Т. к. тема нашей сегодняшней консультации «Содержание познавательной деятельности в режиме дня», то будем говорить о фэмп в режиме дня.

Вспомним

Формы образовательной деятельности в режимных моментах :

• Сюжетно-ролевая игра

• Рассматривание

• Наблюдение

• Чтение

• Игра-экспериментирование

• Развивающая игра

•Ситуативный разговор с детьми

• Экскурсия

• Интегративная деятельность

• Конструирование

• Исследовательская деятельность

• Рассказ

• Беседа

• Создание коллекций

• Проектная деятельность

• Экспериментирование

• Проблемная ситуация

Режимные моменты занимают большую часть времени, которое малыш проводит в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.

В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя с малышом. Их и нужно использовать для установления психологического контакта с ребёнком, для освоения ребёнком новых знаний и закрепления имеющихся знаний в непринуждённой обстановке.

Свою работу по формированию элементарных математических представлений осуществляю в разных формах в разных режимных моментах :

Во время умывания:, посещения туалета: начиная с младшей группы приучали детей заходить в туалетную комнату и вставать около раковин в порядке очереде по два-три человека. Слайд 1

Одевание (раздевание) на (с) прогулку: сравниваем, какая туфелька больше, прикладывая подошвы друг к другу; определяем, много ли ребят пришло в куртках; в комбинезонах, сравниваем шарфы, определяем, у кого шарф длиннее, а у кого короче, обращаем внимание, как надета обувь, этот сандалик на левую ногу, а этот на правую, эти сапожки высокие, а эти низкие, обращаем внимание на форму и цвет деталей одежды: карманы на этом платье квадратные и синего цвета, на этом платье овальные, красного цвета, поясок широкий, а на этом узкий, шорты короткие, а брюки длинные, рукава на этой рубашке короткие, а на этой длинные. Слайд 2

Гимнастика пробуждения : кладём массажные коврики, определяем количество, цвет, форму. Слайд 3

Утренняя гимнастика:строимся в 4 колонны. Считаем по ходу количество сделанных упражнений, закрепляем умение двигаться в заданном направлении: вперёд, назад, направо, налево, вверх, вниз, закрепляем понятие правая рука, левая рука. Кладё м левую руку на левую половинку груди и проговариваем : «Оно всегда стучит в груди : тук, тук, тук … Когда я ем, когда иду, я слышу сердца стук. Где лево и где право, легко запомню я. Поскольку сердце слева всегда стучит, друзья!» Закрываем глазки. Слушаем своё доброе сердце.

Слайд 4

Дежурство по столовой: просим детей положить большие салфетки на столы; ложку класть справа. Салфетницу ставим посередине стола, тарелку с хлебом ставим посередине стола. В салфетницу кладё м салфетки и проговариваем с детьми : сколько детей сидит за столом – столько салфеток в салфетнице. Значит, салфеток и детей должно быть поровну.

Во время приёма пищи обращаем внимание, что тарелки, блюдца - круглые, котлеты, куски белого хлеба – овальные, запеканка – квадратная,

Слайд 5

Прогулка: собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие); во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру; постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, кусты, цветы, насекомых, птиц,

Слайд 6

Здесь существует огромное количество игр, например: рисование мелками на асфальте – одна из излюбленных забав у малышей. Никогда не устаревают классики, просто рисование различных рисунков. Можно рисовать палочками на песке на участке или на снегу. Однако можно совместить приятное с полезным. Когда мы изучаем геометрические фигуры, то знакомство с ними можно продолжить и на улице. Что ж это за игры?

1. Изучаем круг. Нарисуйте круг. Из него можно сделать массу интересных вещей – часы, мячик, мордашки эмоций: весёлую, грустную, обиженную. Можно нанизывать бусинки-кружочки на нарисованную ниточку, рисовать бусы для бабушки, предложите малышу продолжить. Можно сочетать с изучением цветов. Рисуйте разноцветные бусинки, поиграйте в игру продолжи ряд – взрослый рисует красную, синюю, белую бусинку, а малыш продолжает рисовать цветную цепочку в том же порядке. Рисуйте пуговицы с разным количеством дырочек, сравнивайте их, находите одинаковые. Дальше можно нарисовать кофточку, платье и предложить малышу «пришить» пуговицы. Еще нарисуйте плодовое дерево, а малыш дорисует яблоки. Считайте ваши яблочки, говорите о том, какие находятся выше, какие ниже, справа, слева и т. д.

2. Изучаем овал. Нарисуйте овал, скажите ребенку, что это дупло, а он белочка. Пусть попрыгает из одного дупла в другой. Прыгать можно в дупло, из дупла. Заодно проговаривайте, что малыш внутри или снаружи. Можно разукрасить овалы. Предложите ребенку прыгнуть в красное дупло, в синее, Овалы сделайте разного размера. Теперь можно усложнить задачу: «Прыгни не в синее и не в маленькое дупло. Прыгни в дупло, которое слева от желтого» и т. д.

3. Изучаем треугольник. Скажите крохе, что треугольник – это платочек. Но он у нас некрасивый. Предложите его разукрасить. И рисуйте на нем все, что хотите. Если рисуете различные геометрические фигуры, то расскажите малышу, что они находятся внутри треугольника. Из нескольких треугольников нарисуйте елку. Их можно сделать много и разного размера – это будет лес (понятия большой, средний, маленький). Еще пусть треугольник превратится у вас в гору. Изучаем понятия вершина и подножье горы. Предложите малышу пальчиками дойти до самой верхушки – чем вам не пальчиковая гимнастика?

4. Изучаем квадрат. поиграйте в игру «Робот». Нарисуйте ряд квадратиков. Предложите малышу быть роботом – он будет выполнять ваши команды: «Вперед на один квадратик, назад на два квадратика, влево на один т. д. двигательный диктант.

5. Изучаем прямоугольник. Нарисуйте многоэтажный дом. Обязательно проговаривайте название фигуры. Скажите, что дом прямоугольный, а крыша треугольная. Можно нарисовать в этом доме окошки разной формы. Поселите в квартиры жильцов (палочки, листики, все, что угодно). Посчитайте, сколько этажей, окон в вашем доме. Пусть ребенок найдет того, кто живет под прямоугольным окном, над квадратным окном, между двумя овалами, справа то круга и т. д. Можно нарисовать несколько домов – это будет город, нарисуйте дороги узкие и широкие, светофор. Пусть по вашим дорогам ездят игрушечные машины, ходят куклы-пешеходы.

Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того, загадки, пословицы, считалки дают большой эффект в обучении дошкольников владению объяснительной и доказательной речью. Мы их используем в своей работе в режимных моментах.

Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей. Еще поддерживаю интерес к математическим понятиям с помощью стихотворений, сказок с математическим содержанием, пальчиковых игр.

Также играю с детьми в сюжетно - ролевые игры.

Игра «Зоопарк», где дети практически используют порядковые и количественные числительные, предшествует подготовительная работа: ознакомление с трудом взрослых, работающих в зоопарке; чтение рассказов Е. Чарушина, Б. Жидкова, С. Маршака о растительном и животном мире, о труде человека в зоопарке; рассматривается альбом «В мире животных». На доступных примерах детям раскрывается сложность работы по уходу за животными и их доставке в зоопарк: здесь необходимы смелость, находчивость, большие знания. Наряду с этим ребята узнают, что люди, работающие в зоопарке должны хорошо уметь считать: сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится в одной клетке? Строим клетки для животных разной формы : квадратные. Прямоугольные из строительного материала.

Слайд 7.

Игра «Магазин», в которую дети играют с удовольствием. Имеется кассовый аппарат, наборы монет. Слайд 8

«Парикмахерская» кроме вопросов, «у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные, сравнить цвет волос, длину ленточек. Можно закреплять состав числа из двух меньших.. Я говорю ребё нку : «Твоя причёска стоит 5 рублей». У девочек есть кошельки с деньгами, с которыми они ходят в магазин - жетоны с цифрами 1 – 9 в подготовительной группе. Они выкладывают примеры на столе. Кто послабее - один вариант состава числа, кто посильнее - все варианты. Плюс рисуют пальчиком на столе. Игра очень помогала.

«Семья». Накрываем стол для гостей. Сколько гостей придёт? Сколько тарелок поставим? Сколько ложек положим? Какая форма, цвет у посуды. И т. д. Обязательно делаем вывод: Сколько гостей, Столько тарелок, ложек, кружек.

Математические конкурсы и досуги.

Дошкольники очень любят соревнования и конкурсы, в том числе математические. Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные соревнования доставляют им эстетическую радость, радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности. «В гостях у Круга и Квадрата» - настольный театр; «Математические старты» и др.

«Задачи – смекалки», например, из пяти палочек сложить квадрат и два равных треугольника;

Подвижные игры: «Забрось мяч в корзину». Инструкция: выполняешь столько бросков, пока не забросишь 5 мячей. Ребёнок считает заброшенные мячи. Я смотрю. Спрашиваю : «Сколько забросил?» 3. Сколько осталось забросить до 5? 2. Т. Е. задачки решают в уме. Это в старшей, подготовительной группе. С малышами пока забрасываем в корзину жирафа на веранде, просто считаем до 3. Тренируем ловкость. Координацию движений, глазомер.

Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать

А сейчас я предлагаю вам на некоторое время примерить на себя роль наших воспитанников и решить логические задачи - задания на сообразительность.

- У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)

- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)

- Вы зашли в темную комнату, где есть свеча, газовая плита, керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь?

(Спичку или зажигалку)

- Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении?

(Да, бросить его вверх)

- Двое мальчиков играли в шашки два часа. Сколько играл каждый из них?

(По 2 часа)

- Двое пошли - все пять гвоздей нашли. Четверо пойдут - много ли найдут?

(Ни одного, все уже нашли)

- У одного мужчины четыре сына и у каждого из них есть родная сестра. Сколько у него детей?

(Пять человек)

Таким образом, использование разных форм работы по фэмп в режимных моментах дает возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Демонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представленийДемонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представлений Сегодня мне бы хотелось показать свой демонстрационный материал, который я использую на занятиях по формированию элементарных математических.

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки»Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки» Дидактическая игра, на формирование элементарных математических представлений в младшей группе. «Матрешки» Вашему вниманию хочу предложить.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Итоговое занятие по развитию элементарных математических представлений Цель: обобщить и систематизировать знания детей по развитию элементарных математических представлений, на основе познавательной активности.

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Развитие элементарных математических представлений «Счет в пределах 5» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Развитие элементарных математических представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений в режимных моментах
Опубликовано: 22 июня 2020 в 12:10
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование элементарных математических представлений в режимных моментах» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Бердникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД