Татьяна Старикова
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами Тико-конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время существуют множество инновационных технологий, применяемых в дошкольных учреждениях, направленных на формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Все большей популярностью у воспитателей ДОО пользуется технология ТИКО-моделирования, которая является эффективным методом работы с детьми дошкольного возраста, она способствует формированию элементарных математических представлений, служит хорошим подспорьем для интеллектуального развития. Как показала практика, благодаря увлекательной работе с ТИКО-конструктором, у наших дошкольников очень хорошо развивается мелкая моторика рук, логическое и пространственное мышление, воображение, внимание.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами Тико-конструирования» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Тико-конструктор
- Темочки
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО) состоит из 10 наборов, которые предназначены для детей не только дошкольного, но и младшего школьного возраста.
В своей работе по формированию элементарных математических представлений у воспитанников использую ТИКО – конструкторы «Арифметика» и «Геометрия». Сегодня я предлагаю остановиться более подробно на наборе «Арифметика». Он помогает детям быстро, в игровой форме познакомиться с математическими понятиями, приобрести навыки плоскостного и объемного моделирования, способствует формированию предпосылок учебной деятельности, предназначены для подготовки дошкольников к школьному обучению.
Набор «Арифметика» состоит из квадратов с цифрами от 0 до 9 (7 комплектов); из арифметических знаков: минус, плюс, больше, меньше, равно, умножить, разделить; из квадратов с точками от 1 до 6. Всего в нем - 67 деталей, это позволяет организовать работу сразу с несколькими ребятами.
Данный набор помогает при обучении воспитанников счёту, при знакомстве с составом числа, с его помощью можно составлять примеры на различные арифметические действия, «записывать» решения задач, моделировать разнообразные ситуации на пространственное ориентирование. При работе с конструктором дошкольники наглядно видят процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки к объемной фигуре и обратно.
В работе по математическому развитию мы используем различные игры и приемы на основе ТИКО – конструктора, это помогает нам получить более качественные образовательные результаты. Ориентируясь на возраст и индивидуальные возможности дошкольников, мы стараемся выбирать математические задания разные по своей сложности, что помогает увлечь детей с разной степенью подготовки.
Задания, которые мы предлагаем нашим детям, могут быть самыми разнообразными.
1. Изучение темы «Величина» :
(большой - маленький, высокий - низкий, узкий – широкий).
Предложить детям сконструировать 3 дома, соблюдая правила:
- они должны быть разные по высоте.
- их необходимо расставить следующим образом: первый дом самый высокий, второй - повыше, третий - самый низкий.
2. Ориентировка в пространстве:
Предложить детям сконструировать 4 дома разных по цвету, так чтобы:
- Красный домик находился вверху,
- синий - внизу,
- зелёный - справа,
- жёлтый - слева.
Задание на развитие внимания «Что изменилось?»
3. Сравнение по количеству:
Задание: сконструируйте и расположите справа 5 домиков, а слева - 2. Сравните количество домиков слева и справа, используя арифметические знаки больше и меньше.
4. Работа с числовой прямой:
Задание:
- найдите квадраты с числами от 1 до 9;
- соедините их друг с другом в порядке уменьшения (увеличения) чисел. (Закрепляем умения детей составлять цифровой ряд от 1 до 10 и наоборот, от 2 до 7, от 9 до 3 и т. д.)
- используя получившуюся числовую прямою, ответьте на вопросы: какое число находится между числами 3 и 5.
Назовите соседей числа 6. Кто находится рядом с цифрой 7.
- на составленной числовой прямой одну из цифр заменить пустым квадратом, предложить детям узнать какая цифра спряталась.
5. Количество и цифра:
Задание:
- найдите пару.
- к квадрату, на котором изображена цифра, подобрать соответствующее количество красных квадратов (прямоугольников, трапеций)
6. Сравнение отрезков разной длины:
Предлагаем сконструировать из набора отрезки, например, длиной 4 единицы и 8 единиц (условие, 1 квадрат = 1 единице).
Задание: Используя квадраты с цифрами и арифметическими знаками, сравнить длины отрезков.
На сколько, один отрезок больше другого? Меньше?
7. Решение математических задач :
ребятам предлагается решить задачу, а ответы они выкладывают цифрами из конструктора ТИКО.
8. Закрепление состава числа:
Математическая игра «Засели домик»
Задание: используя детали ТИКО-конструктора «Арифметика» расселить жителей в свои квартиры.
Сегодня одной из главных задач для воспитателя является умение сконструировать образовательный процесс так, чтобы увлечь каждого ребенка. Это станет возможным, если детям будет интересно. Считаю, что работа по формированию математических представлений дошкольников с помощью конструктора ТИКО «Арифметика», способствует познавательному развитию дошкольников, их успешному переходу к следующей ступени образования - школьному обучению.