Александра Хохлова (Боровка)
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с семантическими отношениями
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие семантической стороны речи является одним из главных условий становления навыков связной речи и речевого общения дошкольника. Это объясняется тем, что степень сформированности лексико-семантической системы ребё нка-дошкольника оказывает влияние на его умение точно и правильно отбирать слова в соответствии с ситуацией общения и контекстом высказывания. «В обучении родному языку главное место должна занять работа над словом, определяющим свойством которого является семантическое содержание, значение. Именно правильное понимание смысла слов позволяет ребёнку вступать в общение со взрослыми и сверстниками» - пишут О. С. Ушакова и Е. М. Струнина
Темочки:
Система работы над новым словом включает три этапа (по Ушаковой) :
I этап. Представление и первичная реализация лексических единиц:
знакомство с новым словом, привлечение внимания детей к нему, создание речевой ситуаций, вызов коммуникативной интенции;
уточнение произношения слова.
II этап. Уточнение и расширение лексического значения слова в процессе выполнения упражнений (на данном этапе работы можно использовать речевые упражнения, игры, загадки, рассматривание незнакомых (малознакомых) картин, предметов, чтение художественных произведений) :
использование функционально-семантических графических схем в качестве речевых опор;
речевые упражнения, загадки;
создание лексико-семантических объединений слов, разнообразие этих связей (тематические, видо-родовые, синонимические, антонимические, отношений целого и части, родственные слова);
усвоение особенностей употребления лексических единиц с учётом их семантических, парадигматических и синтагматических характеристик.
III этап. Активизация слова в связной речи, самостоятельное его использование. Этот этап предполагает: обучение детей диалогам, подготовка к связным высказываниям, рассказывание, пересказ, драматизации, инсценировки