Татьяна Стародуб
Формирование элементарных математических представлений у детей 3–4 лет в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение проблемы обучения детей математике в условиях семьи и экспериментальная работа показали, что для всестороннего развития ребенка необходимо активное вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольные учреждения существуют лишь в помощь семье. Сегодня возрастает роль родителей, каждого взрослого, причастного к формированию личности ребенка, к его обучению.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей 3–4 лет в семье» размещена в разделах
Все родители хотят вырастить своих детей людьми, умеющими думать, ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми он будет, сталкивается в жизни и принимать самостоятельное решение.
Стремясь сделать своего ребенка самым умным, родители спешат дать ему набор знаний, делающих его похожим на маленького взрослого. Когда родители пытаются навязать ребенку математические понятия, он чаще всего выучивает их только словесно.
Как мы понимаем, что «Ребенок – чистая доска. Его можно научить всему». С чего родителям начать домашнее воспитание ребенка?
По мере обучения своего ребенка, родители часто заходят в тупик, сталкиваются, как бы с нежеланием ребенка заниматься, поэтому часто слышим от них: «Он не любит делать то, что неинтересно», как они объясняют нежелание своего ребенка выполнить то или иное задание. С ребенком необходимо заниматься постоянно. Но это не должно быть натаскиванием, дрессировкой. Это не может быть напряженной работой, а должно быть увлекательной игрой. Прежде всего, эта работа должна быть индивидуальной, учитывающей особенности развития и возможности своего ребенка. Надо воспитать у ребенка интерес к знаниям, которые он должен получить, к стремиться в самому процессу познания, к самостоятельному поиску и достижению результатов.
Как организовать занятия? Для проведения занятий должны быть выполнены обязательные условия для труда. Это, прежде всего, выбор место и определение времени занятий. Во время работы не должно быть посторонних и тем более разговоров, необходимо выключить радио, телевизор и компьютер.
Надо помнить, что домашнее занятие – не школьный урок, возможны варианты игрового обучения. Одним из таких примеров может быть, игра «Сонор» был создан профессором Г. В. Томским как средство привлечения интереса к математике. Для развития детского мышления больше подходит динамическая интеллектуальная игра преследования (ДИП, названная «Сонор». Значение игры: во-первых, «Сонор» как интеллектуальная игра развивает ум ребенка.
Во-вторых, идет знакомство с окружающей природой, животным миром, литературными произведениями.
В-третьих, для развития речи можно учить короткие стихотворения, повторять тексты сказок, разученные во время игры.
В-четвертых, изготовление атрибутов для игры. Дети учатся ценить сделанное своими руками. Когда рисуют, шьют, мастерят вместе со взрослыми.
В-пятых, можно играть в разные виды игры «Сонор» - подвижные, дидактические, драматизации.
В-шестых, игра полезна в воспитании нравственных качеств, таких как честность, правдивость, сопереживание.
Специальный опрос родителей «Умеют ли организовать дома интеллектуальные занятия? Какие создать для этого условия? Как выявить интерес детей?», позволяющие определить, как они понимают задачи обучения детей в семье. В анкете есть и другие вопросы, содержащих информацию : о семье, условиях для математического развития детей в семье, видах деятельности ребенка дома после прихода школы, уровне педагогической культуры родителей. Анкетированием было охвачено 11 родителей с разным образовательным уровнем, из них 2 родителя имеют педагогическое образование.
Данные анкеты показали, что немногие семьи имеют дома развивающие игры. Дети в них чаще не играют. На вопрос: «Что мешает заниматься математическим развитием детей дома?» - ответы были такими: «нет времени», «нет знаний».
Чем заняты дети дома после прихода школы и в выходные дни? Лепке, рисованию, а основное время – просмотру телепередач.
Полученная из анкет информация позволила наметить разный подход к различным категориям семей.
Родители, имеющие положительный опыт воспитания детей, стали моими помощниками в пропаганде математического обучения в семье. И другая группа – семьи, нуждающиеся в советах, консультациях, практических занятиях.
Родители уделяют время детям, чтобы заниматься. Так как они посещают школу, на урок.
Работа с родителями по ознакомлению их с занимательными играми ДИП «Сонор».
1. Изучение опыта работы семейного воспитания и распространения: - анкетирование; - посещение семьей; - консультации, беседы; - распространение лучшего семейного опыта.
2. Родительское собрание на тему: «значение занимательного математического материала для умственного развития детей».
3. консультации для родителей:
- «Занимательная математика – путь развития логического мышления»
- «Организация досуга в семье»
- по ознакомлению с игрой «Сонор»
Кроме того, родителям давалась конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр: логических упражнений, головоломок с палочками, «Сонор». При этом напоминали родителям цель руководства: учить ребенка последовательным действиям, умению планировать их в уме, приучать к умственному труду и другие.
Организовали для родителей открытые уроки по математике, соревнование …
Проведенная работа с родителями способствовала повышению их педагогической культуры.
Надеемся, что занимательные математические игры и ДИП «Сонор», помогут родителям в обучении детей математике и мир ребенка станет им ближе и понятнее.
В, заключении, мы приминаем во внимание советы родителям, и в свою очередь предлагаем :
• Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и его стремление узнать новое, научиться новому;
• Нужно избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности;
• Важно отвечать на все вопросы детей и заниматься с ними тем, что им нравится;
• Не навязывайте детям свою помощь и не отказывайте в ней;
• Помогайте детям тогда, когда они просят вас об этом;
• Не надо принуждать ребенка.
Таким образом, самым главным источником развития элементарных математических представлений является, конечно же, окружающая ребенка среда. Ребенок познает реальную действительность в процессе своей разнообразной деятельности, общении. Помочь ребенку в этом развитии могут только взрослые, где непосредственно авторитетом являются родители. На родителей возлагается огромная ответственность за будущее своих детей и от того, как они взаимодействуют с ребенком, от того какие условия создают для его развития, зависит успешность обучения в дальнейшем.