Татьяна Трушкина
Формирование элементарных математических представлений у детей 3–4 лет через разнообразные формы работы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет через разнообразные формы работы
Формирование элементарных математических представлений — это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей.
Цель математического развития дошкольников:
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей 3–4 лет через разнообразные формы работы» размещена в разделах
1. Всестороннее развитие личности ребенка.
2. Подготовка к успешному обучению в школе.
3. Коррекционно-воспитательная работа.
Задачи математического развития дошкольников:
1. Формирование системы элементарных математических представлений.
2. Формирование предпосылок математического мышления.
3. Формирование сенсорных процессов и способностей.
4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование связной речи.
5. Формирование начальных форм учебной деятельности.
Эти задачи решаются комплексно как на занятиях по формированию математических представлений, так и в процессе организации разных видов деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, общении). Все это позволяет обеспечить равные возможности усвоения программы каждым ребенком.
Формирование элементарных математических представлений осуществляется в двух направлениях:
1. Систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игры, общения, предыдущего обучения);
2. Организация работы с детьми по освоению содержания программы.
В ходе реализации программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общения и самостоятельной деятельности детей.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома; предполагает включение в жизнь ребенка специально спроектированных ситуаций общения, действий (индивидуальных и коллективных, в которых он принимает активное участие. Основой для изучения являются представления о свойствах окружающих предметов.
Общение
Педагог:
1. Организует повседневное общение с детьми с целью закрепления и использования количественных, временных, пространственных отношений;
2. Связывает математику с окружающей жизнью, опытом ребенка (например, предлагает положить на стол столько ложек, сколько на нем тарелок, собрать большие и маленькие листочки и т. д.);
3. Организует совместную деятельность с детьми: экскурсии, наблюдения, обращая внимание на количественную характеристику предметов окружающего мира (много домов, машин, цветов, птичек; одно солнышко и т. д.);
4. Привлекает внимание к последовательной смене частей суток, времен года;
5. Рассматривает с детьми деревья, определяя их высоту, толщину стволов, величину листьев; сравнивает вместе с детьми дома по высоте, машины по величине и т. д. ;
6. Читает сказки, в которых присутствуют числа «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и т. д.
Максимальное развитие элементарных математических представлений осуществляется путем применения различных форм и методов занимательного материала. Для того чтобы занятия были по-настоящему интересны для ребенка, а информация усваивалась им быстрее и легче, их необходимо строить с учетом следующих рекомендаций:
1. Использование наглядного дидактического материала, подобранного с учетом возрастных и других индивидуальных особенностей ребенка;
2. Наличие у занятия четкого сюжета, согласно которого будет происходить его развитие;
3. Подбор задач в соответствии с возрастными особенностями ребёнка, уровнем его интеллектуального развития;
4. Использование разнообразных методов и форм для создания основы работы (к ним можно отнести решение проблемных ситуаций, дидактические игры и игровые упражнения, работа с раздаточным материалом и т. д.);
5. Многозадачность (направленность на развитие пространственных, временных, количественных представлений);
6. Использование игровой формы ведения занятий;
7. Элементы сюрпризов и внезапности для детей.
Математика для малышей включает в себя следующие разделы: количество, форма, величина, ориентировка во времени и в пространстве.
Игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей:
Количество:
1. Совершенствовать умения составлять множество из отдельных элементов и выделять элементы из множества: игры «Самолеты», «Разноцветные фонарики»;
2. Совершенствовать умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке: «Медведь и пчелы», «Кот и мыши», «Найдем игрушки», «Наведем порядок»;
3. Закреплять умения сравнивать две равные и неравные группы предметов разными способами (наложением и приложением): «Определи, у кого больше (меньше)», «Расставим цветы в вазы», «Угостим зверей», «Найди столько же», «В каком ряду больше?», «Бабочки и цветочки», «Кто больше принес игрушек?», «Игры с пальчиками».
Величина:
1. Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, обозначать результаты сравнения словами длинный –короткий, длиннее-короче: «Чья дорожка длиннее?», «Разложим карандаши в коробки», «Подберем шнурочки для куклы».
2. Совершенствовать умения сравнивать два предмета по ширине, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже: «Спрячь мышку в норке», «Перепрыгнем через ручеек», «Подберем шарфики, ленточки для куклы», «Прокатим мячик в ворота».
3. Совершенствовать умения сравнивать два предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже: «Построим башенки».
4. Совершенствовать умения сравнивать два предмета по размеру, обозначать результаты сравнения словами большой – маленький, больше-меньше: «Подарим игрушки Мишке и Мишутке», «Найди такое же колечко».
Форма:
1. Совершенствовать умения различать и называть объемные фигуры на основе осязательно –двигательного обследования: «Чудесный мешочек», «Докатим до ворот шар (куб)», «Почтовый ящик».
2. Совершенствовать умения различать и называть плоские фигуры: «Какой фигуры не стало?», «Что изменилось?», «Найди пару» («Найди свое место», «Чудесный мешочек», «Подберем ключик к замочку», «Играем в классики» («Волшебные дорожки», «Собираем бусы (гирлянду)», «Составляем узор», «Починим коврик».
Ориентировка в пространстве:
1. Закреплять умения ориентироваться в расположении частей собственного тела: «Сделай, как я», «Поможем Маше –растеряше собраться на прогулку», «В какой руке?».
2. Закреплять умение ориентироваться в пространстве относительно себя и использовать слова впереди-сзади, слева-справа: «Достань игрушку», «Поможем маме накрыть на стол», «Поможем Маше-растеряше собраться на прогулку», «Где что находится?», «Где звенит колокольчик?», «Что изменилось?», «Расставим игрушки», «Кто дальше бросит мяч».
3. Закреплять умения понимать и использовать в речи предлоги, выражающие пространственные отношения: в, на, под, за: «Куда закатился мяч?»
Ориентировка во времени:
Совершенствовать умения различать и называть части суток (утро, вечер, день, ночь): «День, ночь», «Помоги зайчику найти фотографию», «Когда это бывает?» (с использованием сюжетных картинок, «Подбери картинки», «Лото», «Не ошибись» (темно, светло, «Что с начало, что потом», «Режим дня», «Что люди делают (утром, днем, вечером, ночью?».
Педагог создает условия для самостоятельной игровой деятельности в группе, размещая дидактические и настольно - печатные игры с математическим содержанием, играя в которые ребенок закрепляет полученные знания; организует самостоятельную деятельность детей с различными конструкторами, мозаиками, пазлами, пирамидками и т. д.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей необходимо оборудовать уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создавать центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал по логическому мышлению.
В заключение можно сделать следующие вывод: формирование познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников — один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.