Юлия Беккер
Формирование элементарных математических представлений посредством моделирования у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познаний, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научить правильно держать ручку, писать, считать, но и уметь думать. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. В математику ребенок входит уже с раннего возраста. В течении всего дошкольного периода у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления. Обучению дошкольников основам математике отводится особое место. Меня же в свою очередь заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей старшего дошкольного возраста, средствами моделирования.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений посредством моделирования у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования: в своей работе мы опирались на теоретические и практические опыты и исследования педагогов в области дошкольного образования. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера, Н. А. Ветлугину, Н. Н. Поддьякова. Заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. По мнению Л. А. Венгера, моделирование — метод, при котором создаются модели и используются в дальнейшем при формировании представления о структуре объектов, о связи отдельных элементов данных объектов между собой.
Моделирование – это наглядно-практический прием, включающий создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений.
«Цель и задачи педагогической деятельности»
Цель: Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством моделирования.
Реализацию цели обеспечило решение следующих задач.
Создать условия для формирования элементарных математических представлений используя метод моделирования;
Развивать и обогащать математические представления детей;
Формировать умение применять полученные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни;
Вызвать у детей радость, удовольствие, от игр и упражнений математического содержания, с использованием моделирования.
Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в формировании активности детей дошкольного возраста посредством широкого внедрения в образовательную и самостоятельную деятельность метода моделирования, активизации освоения различных знаково-символических средств.
Наша работа состояла из 3 этапов: Подготовительный, основной (формирующий, Заключительный (Анализ эффективности системы работы).
В начале моей работы мною была проведена диагностика по выявлению уровня сформированности знания детей. Для этого были проведены
• занятия по познавательному развитию
• наблюдения за детьми в свободной деятельности,
• индивидуальная работа
• математические игры;
• беседы с детьми;
• проблемные ситуации и пр.
и, исходя из результатов диагностики, было выявлено, что дети знают основы моделирования в математике поверхностно. Не все дети различали геометрические фигуры по форме, цвету, размеру, толщине, не могли создать рисунок по моделям-схемам, испытывали затруднения в понятии состава числа, плохо ориентировались на листе бумаги, а также определении времени и частей суток.
Самое главное - это развитие способностей к математике, т. е. развитие математического мышления. Работа должна быть направлена на развитие мыслительных процессов в сочетании с развитием мелкой моторики, т. е. должны преобладать (по мнению Белошистой А. Л.) задания логико-конструктивного характера. В этой связи для построения коррекционно-развивающего процесса при обучении математике наиболее действенным является преимущественное использование моделирующей деятельности ребенка с изучаемыми понятиями и отношениями.
Следующий этап нашей работы – основной (формирующий).
Работа строилась по 3 направлениям:
- работа с детьми,
- работа с родителями,
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
Работа с детьми началась с того, что был составлен перспективный план работы, подобрана картотека математических игр, и началась работа через разнообразные формы :
- беседы о месяцах и их очерёдности, о временах года и их очередности
-Рассматривание дидактических пособий к математическим играм
Дидактические игры:
• Кубики Никитина - набор из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета
• Логические блоки Дьенеша – набор объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине.
• Палочки Кюизинера – комплект счётных палочек разного цвета и разной длины. Палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и тоже число. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает.
• Метод моделирования в математике часто встречается в виде «цепочек символов». Например, используются сочетания символов при ориентировке на листе бумаги.
- Рассматривание опорных схем при изучении времени (часов, частей суток и месяцев года.
Старались строить свои занятия с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию развивающей предметно-пространственной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС ДО:
В группе были созданы соответствующие условия. Имеющийся материал располагался таким образом, чтобы дети могли свободно, по своим интересам выбирать игрушки. В целях обогащение математического уголка были подобраны следующие игры и материалы : Палочки Кюизенера, блоки Дьенша, кубики Никитина, модель часов, модель частей суток, создана картотека схем-моделей к данным играм.
В группе оборудовали центр «Сказочная математика», где подобраны разнообразные
-дидактические игры;
-развивающая игра «Математика», конструктор «Цифры», развивающая игра «Собери сказку», математическое домино; развивающая игра «Поиграем, посчитаем».
-Оформили папки для рассматривания: «Веселый счет», «Математические домики», «Сказочные лабиринты».
В уголке размещен разнообразный занимательный материал для того, чтобы каждый из детей смог выбрать игру для себя:
- настольно-печатные игры («Подбери узор», «Непослушные мячики», «Веселый кубик», и т. д.);
-головоломки («Лабиринт», «Игры со счетными палочками» и т. д.);
-логические задачи («Какие цифры поменялись?», «Найди похожую фигуру», «Только одно свойство» и т. д.).
-Оформили театрализованный уголок. Театры разных видов: настольные, театр на фланелеграфе, кукольный театр.
Формы сотрудничества с родителями
Эффективность данной работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Поэтому данная работа велась в тесном взаимодействии с родителями :
- анкетирование родителей
- консультации и рекомендации
- участие в конкурсах и выставках.
- родительские собрания, на которых привлекаем родителей к сотрудничеству по формированию МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Необходимо привлекать родителей к формирования МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, указывать ее значимость, чтобы формировалась активная родительская позиция, чтобы цели детского сада и родителей были общими.
Только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи у детей выработались твердые навыки культурного поведения в природе, дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку.
Говоря о новизне и личном вкладе в работу по данному направлению следует отметить, что
- Создана картотека математических игр, которую использовала в разных режимных моментах.
- Разработана система занятий по разным видам детской деятельности (художественная, речевая, двигательная, в которых был сделан акцент на формирование основ математического развития у детей старшего дошкольного возраста
«Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты»
Нами был проведен мониторинг для определения результативности проведённой работы.
Работа, дала определенный результат.
Дети научились:
• позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
• улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;
• повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;
Кроме того, с точки зрения модельного подхода, математическое содержание должно носить преимущественно геометрический, а не арифметический характер. Геометрическое содержание более способствует «детскому» способу вхождения в математику.
Перспективы в работе:
-Выпуск буклетов «Математика, и мы».
-Представление презентации «Моделирование в математике»