Лучший педагог года

Формирование элементарных математических представлений посредством моделирования у детей старшего дошкольного возраста

Юлия Беккер
Формирование элементарных математических представлений посредством моделирования у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познаний, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научить правильно держать ручку, писать, считать, но и уметь думать. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. В математику ребенок входит уже с раннего возраста. В течении всего дошкольного периода у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления. Обучению дошкольников основам математике отводится особое место. Меня же в свою очередь заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей старшего дошкольного возраста, средствами моделирования.

Публикация «Формирование элементарных математических представлений посредством моделирования у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования: в своей работе мы опирались на теоретические и практические опыты и исследования педагогов в области дошкольного образования. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера, Н. А. Ветлугину, Н. Н. Поддьякова. Заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. По мнению Л. А. Венгера, моделирование — метод, при котором создаются модели и используются в дальнейшем при формировании представления о структуре объектов, о связи отдельных элементов данных объектов между собой.

Моделирование – это наглядно-практический прием, включающий создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений.

«Цель и задачи педагогической деятельности»

Цель: Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством моделирования.

Реализацию цели обеспечило решение следующих задач.

Создать условия для формирования элементарных математических представлений используя метод моделирования;

Развивать и обогащать математические представления детей;

Формировать умение применять полученные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни;

Вызвать у детей радость, удовольствие, от игр и упражнений математического содержания, с использованием моделирования.

Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в формировании активности детей дошкольного возраста посредством широкого внедрения в образовательную и самостоятельную деятельность метода моделирования, активизации освоения различных знаково-символических средств.

Наша работа состояла из 3 этапов: Подготовительный, основной (формирующий, Заключительный (Анализ эффективности системы работы).

В начале моей работы мною была проведена диагностика по выявлению уровня сформированности знания детей. Для этого были проведены

• занятия по познавательному развитию

• наблюдения за детьми в свободной деятельности,

• индивидуальная работа

математические игры;

• беседы с детьми;

• проблемные ситуации и пр.

и, исходя из результатов диагностики, было выявлено, что дети знают основы моделирования в математике поверхностно. Не все дети различали геометрические фигуры по форме, цвету, размеру, толщине, не могли создать рисунок по моделям-схемам, испытывали затруднения в понятии состава числа, плохо ориентировались на листе бумаги, а также определении времени и частей суток.

Самое главное - это развитие способностей к математике, т. е. развитие математического мышления. Работа должна быть направлена на развитие мыслительных процессов в сочетании с развитием мелкой моторики, т. е. должны преобладать (по мнению Белошистой А. Л.) задания логико-конструктивного характера. В этой связи для построения коррекционно-развивающего процесса при обучении математике наиболее действенным является преимущественное использование моделирующей деятельности ребенка с изучаемыми понятиями и отношениями.

Следующий этап нашей работы – основной (формирующий).

Работа строилась по 3 направлениям:

- работа с детьми,

- работа с родителями,

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

Работа с детьми началась с того, что был составлен перспективный план работы, подобрана картотека математических игр, и началась работа через разнообразные формы :

- беседы о месяцах и их очерёдности, о временах года и их очередности

-Рассматривание дидактических пособий к математическим играм

Дидактические игры:

• Кубики Никитина - набор из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета

• Логические блоки Дьенеша – набор объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине.

• Палочки Кюизинера – комплект счётных палочек разного цвета и разной длины. Палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и тоже число. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает.

• Метод моделирования в математике часто встречается в виде «цепочек символов». Например, используются сочетания символов при ориентировке на листе бумаги.

- Рассматривание опорных схем при изучении времени (часов, частей суток и месяцев года.

Старались строить свои занятия с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию развивающей предметно-пространственной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС ДО:

В группе были созданы соответствующие условия. Имеющийся материал располагался таким образом, чтобы дети могли свободно, по своим интересам выбирать игрушки. В целях обогащение математического уголка были подобраны следующие игры и материалы : Палочки Кюизенера, блоки Дьенша, кубики Никитина, модель часов, модель частей суток, создана картотека схем-моделей к данным играм.

В группе оборудовали центр «Сказочная математика», где подобраны разнообразные

-дидактические игры;

-развивающая игра «Математика», конструктор «Цифры», развивающая игра «Собери сказку», математическое домино; развивающая игра «Поиграем, посчитаем».

-Оформили папки для рассматривания: «Веселый счет», «Математические домики», «Сказочные лабиринты».

В уголке размещен разнообразный занимательный материал для того, чтобы каждый из детей смог выбрать игру для себя:

- настольно-печатные игры («Подбери узор», «Непослушные мячики», «Веселый кубик», и т. д.);

-головоломки («Лабиринт», «Игры со счетными палочками» и т. д.);

-логические задачи («Какие цифры поменялись?», «Найди похожую фигуру», «Только одно свойство» и т. д.).

-Оформили театрализованный уголок. Театры разных видов: настольные, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Формы сотрудничества с родителями

Эффективность данной работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Поэтому данная работа велась в тесном взаимодействии с родителями :

- анкетирование родителей

- консультации и рекомендации

- участие в конкурсах и выставках.

- родительские собрания, на которых привлекаем родителей к сотрудничеству по формированию МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Необходимо привлекать родителей к формирования МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, указывать ее значимость, чтобы формировалась активная родительская позиция, чтобы цели детского сада и родителей были общими.

Только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи у детей выработались твердые навыки культурного поведения в природе, дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку.

Говоря о новизне и личном вкладе в работу по данному направлению следует отметить, что

- Создана картотека математических игр, которую использовала в разных режимных моментах.

- Разработана система занятий по разным видам детской деятельности (художественная, речевая, двигательная, в которых был сделан акцент на формирование основ математического развития у детей старшего дошкольного возраста

«Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты»

Нами был проведен мониторинг для определения результативности проведённой работы.

Работа, дала определенный результат.

Дети научились:

• позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;

• улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;

• повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;

Кроме того, с точки зрения модельного подхода, математическое содержание должно носить преимущественно геометрический, а не арифметический характер. Геометрическое содержание более способствует «детскому» способу вхождения в математику.

Перспективы в работе:

-Выпуск буклетов «Математика, и мы».

-Представление презентации «Моделирование в математике»

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Формирование элементарных математических представлений с детьми раннего возрастаФормирование элементарных математических представлений с детьми раннего возраста ФЭМП- Это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей. Поэтому уже с самого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений посредством моделирования у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 октября 2022 в 16:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование элементарных математических представлений посредством моделирования у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Беккер в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД