Татьяна Арбузова
Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр и упражнений у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщё нный опыт работы по теме:
«Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста» Автор: воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ «ЦРР д/с 134 «Нотка» г. Магнитогорска
Арбузова Татьяна Витальевна
«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Темочки:
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий
В. А. Сухомлинский
Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.
Дидактические игры учат ребенка понимать соотношение цифры и числа, количества и цифры, развивают умение ориентироваться в направлениях пространства.
Изучение психолого-педагогической литературы убеждают в необходимости дальнейшего исследования вопроса организации процесса обучения математике детей дошкольного возраста, разработки и внедрения инновационных технологий и активного использования разнообразных приемов активизации умственной активности детей : включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим наглядным материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий, решение проблемных ситуаций. Изучая новую педагогическую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей.
Используя в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений я отметила, что дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы. Дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умения применять полученные знания в игровой ситуации.
На занятиях использую как коллективные ответы, так и индивидуальные, при этом предлагала рассуждать вслух, объясняя способ решения, создавая тем самым хорошие условия для самостоятельности. Часто занятие начинаю с элементов игры, по возможности применяю приё м неожиданности: появление «гостей», «письма», в начале занятия – сюрпризный момент. Такжеиспользую игры во всех видах деятельности, каждое событие ребёнка стараюсь ненавязчиво связать с математикой (на утренней гимнастике, на прогулке, в свободной деятельности). В этом мне помогает папка с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, также в ней содержатся пословицы, скороговорки, считалки, логические задачи, задачи-шутки, математические сказки.
Благодаря таким играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес у детей. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то чему учит та или иная игра, постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, увлёкшись, дети сами не замечают, что учатся. Также предлагаю детям самостоятельные игровые и практические упражнения вне занятий, основанные на самоконтроле и самооценке. Например, игры: «Найди место предмета», «Прозрачный квадрат», «Что изменилось». Включаю в работу с детьми и серию игр: «Сложи квадрат», «Сложи круг». Они способствуют умению составлять целое из частей, развитию воображения, конструктивного мышления, вырабатывают силу воли, умение доводить начатое дело до конца. Для развития внимания, умения делать логические выводы, в работе с детьми использую логические таблицы. Дети рассматривают и анализируют ряды фигур, а затем из предложенных образцов выбирают недостающую фигуру. Для ориентирования в пространстве использую в работе план -карту, с помощью которой дети закрепляли знания: право, лево, верх, вниз, вперед, назад. Это способствует развитию у детей памяти, внимания, логического мышления, сенсорных и творческих способностей; умению считать, отсчитывать нужное количество, знакомиться с пространственными отношениями и величиной.
Прогулки и экскурсии - богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок обращаю внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало легковых машин; сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья; назови три предмета разной длины, ширины, высоты; объясни, где строится новый дом, сколько этажей; какой формы листья березы). Играя на прогулке, мы считаем, сравниваем камушки, веточки, листья, цветы, комки снега, сосульки. Я знакомлю детей с разными понятиями, например «далеко- близко». Гуляя вокруг детского сада находим длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты. Предлагаю детям поиграть в игры-головоломки.
Занимательные задания я использую в качестве разминки в начале занятия или в конце занятия для повышения умственной активности детей. Работу с занимательным математическим материалом провожу в течение всего дня: в разные режимные моменты (утренние часы, на прогулке, вечером).
Так же в самостоятельной деятельности детей использую математические игры - это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком.
Читая книги, я учу различать их по величине: большие и маленькие, толстые и тонкие. Рассказывая сказки, сравниваем героев по росту, считали по количеству. Называем героев сказки «Репка» начиная с деда и наоборот с мышки. Ориентируемся в последовательности выполняемых действий в сказке, пользуясь словами «сначала потом».
Состав числа десять детям помогает закрепить сказка Альфа Прёйсна "Про козленка, который умел считать до десяти". Так же данное произведение формирует у детей понимание практичной стороны необходимости умения считать. Веселая сказка Г. Остера "Как измеряли удава" помогает в формировании умения измерять длину предметов с помощью условной мерки. Умение находить геометрические формы в окружающих предметах помогает сказка Романа Сефа "О кругленьких и длинненьких человечках". Непринужденным знакомством с цифрами становится прочтение книги С. Маршака "Веселый счет". Сказка «Необыкновенные приключения в городе Математических загадок» объединяет сказочным сюжетом ряд проблемных ситуацией. Слушая увлекательную историю и переживая с героями их необыкновенные приключения, ребенок в то же время упражняется в решении целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.
Участвуя в играх вместе с героем истории, дети узнают способы непосредственного и опосредованного (с помощью мерки) сравнения величины предметов. Математическое содержание включаю в разные виды деятельности детей : в игру, в рисование, в лепку, в труд. При проведении дидактических игр я использую, изготовленную мной, картотеку, на каждой карточке указано название игры, цель, ход игры.
В своей работе я использую множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Я подобрала серию упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей, а так же они позволяют прививать заботливое отношение к животным. Это упражнения : «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник». В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое главное это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Работая углубленно в данном направлении, я всегда помню, что в игре математического направления моя роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности. Руководя игрой, я стараюсь достичь большее число дидактических задач. Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений, можно получить хороший результат.
В процессе организованного обучения, использую разнообразные по форме занятия (игры-путешествия, математический театр). Включаю в непосредственную образовательную деятельность знакомых сказочных персонажей, друга группы Капельку, Незнайку, Лунтика, Смешариков, Симку, Дим Димыча, которые на протяжении определенного периода проживают весь сюжет вместе с детьми, ставят перед детьми разные задачи, просят их научить чему-то, и вместе с детьми доводят поставленную проблему до логического конца.
Провожу игры-путешествия, которые включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой. Детям предлагаю в ходе «путешествия» преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, выполняя задания математического содержания. Например, понятие ширина более естественно познается ребенком не с помощью бумажных полосок, а путем перешагивания «ручейка». Предлагаю детям сравнить ширину «ручейка» в разных местах и определить, в каком месте «ручеек» труднее перешагнуть и почему.
В совместной деятельности взрослого с детьми провожу эксперименты, беседы, наблюдения, математические игры разного вида, загадываю математические загадки, головоломки.
В совместной деятельности взрослого с детьми большое значение отдаю дидактической игре. Предлагаю детям самим придумывать сказки с числительными и рассказать, сколько в них героев, какие они (кто больше - меньше, выше - ниже, прошу его во время повествования откладывать счетные палочки. Очень полезно сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличное. Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов. Рассмотрев картинку, спрашиваю, чем отличаются рисунки.
Подготовительная работа по обучению детей элементарным математическим действиям сложения и вычитания включает в себя развитие таких навыков, как разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.
В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа. Спрашиваю, например, какое число больше пяти, но меньше семи, меньше трех, но больше единицы и т. д. Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное.
Считаю очень важно привить ребенку навыки, необходимые для написания цифр. Для этого провожу с ним большую подготовительную работу, направленную на уяснение разлиновки тетради. Беру тетрадь в клетку. Показываю клетку, ее стороны и углы. Прошу ребенка поставить точку, например, в нижнем левом углу клетки, в правом верхнем углу и т. п. Показать середину клетки и середины сторон клетки.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того, даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. В своей работе использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Увлекает детей занятие в виде путешествия (квест). Квест - игры объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Занятия необычны, более интересны и тем самым весьма привлекательны для детей. Такое построение образовательного процесса дает возможность каждому ребёнку найти приемлемую для себя форму восприятия информации. При организации квестов необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала; свободное размещение наглядного материала. Провожу с детьми старшей группы квест-игру: «В поисках Антарктиды», в подготовительной группе «Поиски клада пирата Джека - Воробья», «Путешествие к королю Математики». Ценность игр для современного дошкольного образования состоит в том, что они построена с применением технологии квест-игра и интерактивной технологии. Работая в парах или сообща, дети вдвоем после каждого выполненного задания получают элементы картинки и в конце игры вместе собирают общую картинку или карту, или иллюстрацию. В играх представлены задания, которые выполняя вдвоем, у детей воспитывается чувство ответственности, сопричастности к общему делу, успешности от совместного дела. С помощью таких игр дети играют и учится одновременно. Это веселое, интересное и комфортное обучение. Творческие, а главное полезные задания дети выполняют в доступной им форме – игровой деятельности.
Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду родители закрепляли дома. Знакомлю родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения. Во время бесед с родителями, рекомендую им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказываю, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Организовывала с детьми математические праздники, вечера досуга, приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.
Также вниманию родителей предлагаю книжные издания, например, «Просто научиться логически мыслить», «Развиваем внимание», «Развиваем память» и др., которые помогают сформировать базовые математические представления, подготовить руку к письму, развить речь, внимание, память будущего первоклассника. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.
Опыт работы показал, что использование игровых форм на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.
Использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширило математический кругозор дошкольников, математическое развитие, повысило качество математической подготовленности к школе, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Обучая детей с использованием игровых форм, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Тихоморова Л. Ф Развитие логического мышления детей. – СП., 2004.
2. Чилинрова Л. А., Спиридонова Б. В. Играя, учимся математике. – М., 2005.
3. Аргинская И. И. Математика, математические игры. - Самара: Федоров, 2005 г. - 32 с.
4. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002. - №8. – С. 30-39
5. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 400 с.
6. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М., 1989
7. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З. А. Михайлова, М. Н., Полякова, Р. Л. Непомнящая, А. М. Вербенец. – СПб: Детство-Пресс, 2000.
8. Носова Е. А. «Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений». – Л. : 1990г. Стр. 47-62.
9. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка: Практическ. Курс математики для дошкольников. – М., 2001