Солдатова Кристина Андреевна
Формирование элементарных математических представлений «Ознакомление со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 5»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 5.
Программное содержание:
Обучающие: Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц. Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 5. Формировать представление о том, что предмет можно разделить на 2 равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть. Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами;
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Порядковый и обратный счет
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Развивающие: Развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, умение аргументировать свои высказывания.
Воспитательные: Воспитывать находчивость, смекалку, сообразительность, самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей.
Демонстрационный материал :. Яблоко, карточки с разным изображением количества предметов, карточки с цифрами от 1 до 9
Раздаточный материал : Круги разного цвета (по 7 – 8 штук для каждого ребёнка, полоски разного цвета, разной высоты и ширины (по 9 штук на каждого ребёнка, веер цифр на каждого ребёнка.
Методы и приемы: Художественное слово, пояснение, вопросы и ответы детей, показ наглядного материала, сюрпризный момент
Активизация словаря: Целое и часть
Методика проведения:
В: Ребята, сегодня наше занятие необычное. Потому что мы начнем его со сказки
Послушайте сказку:
В одной звездной стране жил-был царь со своей звездной царицей и дочкой- принцессой Звездочкой. Решил он как-то все в своей стране пересчитать. Летел, летел по небу, считал, считал…
Вернулся домой, царица спрашивает – «Ну что? Все пересчитал?» не помнит царь. Рассердилась царица, а царь расстроился…
Тогда мудрый Звездочет говорит ему… Как вы думаете, что посоветовал Звездочет?
А Звездочет ему говорит: «Чтобы не забыть, сколько всего самолётов, птиц, цветов, надо было записать полученные при счете числа с помощью цифр. Пересчитать и обозначить цифрой количество. Ведь цифра это знак числа»
Видно царь и цифр не знает! Ребята, поможем царю из Звездной страны?
Игровое упражнение «Пересчитай предметы»
Пересчитайте предметы на карточке и обозначьте количество предметов цифрой (работа с веером цифр)
- Сколько самолётов?
- Сколько улиток?
- Сколько цветов? И т. д.
Молодцы, справились с этим заданием. Помогли царю обозначить количество предметов цифрой.
Игровое упражнение «Угостим гостью»
Ребята, к принцессе Звёздочке пришла в гости королева Солнышко. Звёздочка хочет угостить её яблоком, но яблоко одно. Как помочь Звёздочке это сделать?
- Как можно разделить яблоко на части? (разрезать пополам)
- На сколько равных частей мы разделили яблоко? (на 2)
-Как можно назвать каждую часть яблока? (Половина)
-Сколько половин получилось? (две)
-Как можно по-другому назвать одну половину? (одна вторая)
Воспитатель показывает –это одна часть и это одна часть (показывает каждую часть). Всего их две, поэтому одну часть можно назвать одна вторая.
- Что больше целое или одна вторая часть? (целое)
-Что меньше одна вторая часть или целое? (одна часть)
-Из скольких частей состоит целое? Из двух.
Молодцы, ребята, вы помогли Звёздочке поделить яблоко поровну с Луной.
Физкультминутка:
1, 2- стоит ракета
3,4-самолет
5,6-хлопки в ладоши,
а потом на каждый счёт -1,2,3,4,5.
Игровое упражнение «Составим число»
-Ребята, сколько лучиков у Звёздочки? (5) Обозначьте их соответствующей цифрой. Число 5 состоит из единиц, давайте попробуем с помощью кругов и квадратов «составить» число 5.
- Возьмите 2 квадрата и три круга, сколько всего геометрических фигур у вас получилось? (5)
- Сколько квадратов вы взяли? (2)
-Сколько кругов вы взяли? (3)
-Какое число вы составили?
-Как вы составили число 5? (2и3)
- Возьмите 1 треугольник и 4 круга, сколько всего геометрических фигур у вас получилось? (5)
- Сколько треугольников вы взяли? (1)
-Сколько кругов вы взяли? (4)
-Какое число вы составили?
-Как вы составили число 5? (1 и 4, далее по аналогии 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1.
Хорошо, молодцы.
Игровое упражнение «Разложи полоски по порядку»
Ребята, вы знаете, что в звёздной стране был ураган, который перепутал местами все ленточки принцессы Звёздочки. Давайте поможем ей разложить ленточки в порядке убывания : от самой длинной до самой короткой ленточки.
Какого цвета самая длинная лента?
- Какого цвета самая широкая лента?
- Какого цвета самая узкая лента?
Обратить внимание детей на то, что каждая последующая полоска становиться короче на одну и ту же величину. Предлагаю вам это проверить с помощью наложения полосок друг на друга.
В: Ребята, вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии сегодня? Кому мы помогали? А что вам было больше всего интересно? А что было более трудно? А как вы считаете, сегодня все справились? Аня, как ты считаешь, ты со всеми заданиями справилась? Мне хотелось бы тоже вас похвалить, вы активно работали на занятии, молодцы!