галина буркина
Формирование элементарных математических представлений на занятиях по физической культуре в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Математика – это фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих возможностей. Она способствует развитию речи, памяти, мышления, воображения, эмоций. Математика формирует терпение, настойчивость, творчество.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений на занятиях по физической культуре в ДОУ» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Для умственного развития детей дошкольников большое значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, необходимых для познания окружающего мира.
Формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность. В процессе которой ребенок легче усваиваются знания и умения, осознанно появляются навыки счета, измерения, появляется основа в ориентировке в математических понятиях. С учетом этого, формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста должно проводиться не только путем целенаправленного обучения в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и в игровой форме, в повседневной жизни детей: на прогулке, в играх (в том числе подвижных, на занятиях по физкультуре.
В занятиях по различным образовательным областям включаются физкульт- минутки.
Митя шел, шел, шел,
(Ходьба на месте.)
Белый гриб нашел,
(Развести руки в стороны.)
Раз – грибок,
(Присесть, имитация срывания гриба правой рукой.)
Два – грибок,
(Присесть, имитация срывания гриба левой рукой.)
Три – грибок,
(Присесть, имитация срывания гриба правой рукой.)
Положил их в кузовок.
(Полукруглые руки соединить перед грудью.)
Становись скорее меж нами,
(Встают друг за другом.)
За ручьём есть лес с грибами,
(Идут за воспитателем по группе.)
Сначала мостик перейдём,
(Идут, как бы держась за поручни.)
По тропке узенькой пойдём
(Идут по зигзагообразной траектории, руки на поясе, ноги по одной линии.)
И в лес грибной мы попадаем
(Встают в круг.)
Грибочек, грибок,
(Гладят себя по голове.)
Масляный бок,
(Растирают ладони по кругу.)
Серебряная ножка,
(Рисуют двумя руками сверху вниз ножку гриба.)
Полезай в лукошко!
(Высоко подпрыгивают.)
Три хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Правую руку за спину спрячем
И на двух ногах поскачем
Существует множество возможностей двигательной активности, где наши дети встречаются с математическими отношениями : День начинается с зарядки (как проходит наша зарядка).
Заходим в физкультурный зал :
1 Строимся перед жёлтой скамейкой, до красной полоски. Носки равняем по краю ковра.
2. Начинаем расчёт. На 1;2, на 1;2;3; и 4; Расчёт по порядку. В обратном порядке.
3. 1-е номера- шаг вперёд, в две колонны становись.
4, Построение в три-четыре (выход через середину) колонны,
5. Направо (налево, кругом, в обход по залу шагом марш.
6. Различные виды ходьбы. Бег правым и левым боком, боковым галопом. Бег змейкой (правым и левым боком). Бег с остановкой по сигналу, сменой направления (по звуковому сигналу). Ходьба, бег и прыжки спиной вперёд.
7. ОРУ с предметами и без. Прыжки с поворотом вправо и влево; вперёд-назад, поднимаем с пола (кубики, кегли, флажки) разными (правой, левой) руками, в разных по счёту колоннах.
ОВД. Когда раскладываю гимнастические палки, короткие верёвки, обязательно считаем, сравниваем,- больше,- меньше,- поровну. Стараюсь задавать провокационные вопросы (чего больше или меньше, при равном кол-ве предметов). Поднимаемся на 2-3-4 перекладину шведской стенки. Спускаемся, наступая на каждую перекладину. Считаем (предполагаем) сколько шагов до предмета, лестницы, кегли и затем проверяем на практике. Идём по скамейке, определяем середину и выполняем поворот, приседание, наклон. Движение руками на каждый шаг.
Прыгая из обруча в обруч, называем, каким по счету находится обруч определенного цвета, – в нём нужно подпрыгнуть на два раза меньше, чем дней в неделе; на одну букву меньше, чем кол-во букв в имени ребёнка.
Когда собираем, всегда прошу помочь ребят. Маша 3 обруча (гимн. палки, верёвки, кегли, кубики) Серёжа 4 обруча. Или по цвету.
В подвижных играх всегда идут лексические темы. В играх малой подвижности Ориентировка в пространстве (Нос, пол, потолок) Называем антонимы, низкий-высокий, узкий-широкий, толстый-тонкий и т. д.
Чтобы поднять активность детей на занятии нужно не назначать детей, а делать это с помощью считалки. В таком случае выбор ведущего будет более справедливым.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет,
Но охотник не попал,
Серый зайчик убежал.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Коля будет начинать.
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчелы на цветы,
Мы пугаем — водишь ты!
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять —
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить.
Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьев,
Сколько пальцев на ногах,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек!
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить.
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
***
Жили-были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать —
Начинай считать опять.
***
Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам-друг,
Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука давай попросим: «Ты, обжора, не ходи».
Ну-ка, Машенька, води!
***
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре —
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон —
Убежали мышки вон.
Пословицы, которые используются во время физкультурных праздников, досугов, – тоже относятся к элементарным маматематическим представлениям : «Один в поле не воин», «Семеро одного не ждут» и др.
Предлагаю Вашему вниманию подборку игр математического содержания, которые можно провести на прогулке.
Во время подвижных игр на улице детям можно будет измерить расстояние между деревьями
1. Предложить детям рассмотреть вокруг и найти парные предметы : у птицы 2крыла, 2 лапки; у собаки 2 глаза, 2 уха.
Спросить детей, чего у них по 2:2 руки, 2 уха, 2 глаза, 2 плеча, 2 локтя, 2 ступни, 2 пятки. Ребёнок может не только назвать, но и показать их.
2. Собрать опавшие листья в небольшие букеты. Затем предложить детям отгадать, в каком букете больше листьев. После ответов ребята должны доказать их правильность (обосновать ответ). Не подсказывать, как это сделать. Пусть дети самостоятельно найдут способ решения, то есть разложат листья один под другим или наложат листья одного из букетов на листья другого.
3. Предложить детям собрать осенние листья и сгруппировать их по величине: большие, меньше, маленькие. Спросить: как узнать, каких листьев больше? Что для этого надо сделать. (Это можно сделать без счёта, путём попарного сопоставления.)
4. Предложить детям нарисовать на асфальте треугольник, а затем подумать и сказать, что может быть такой формы (например, косынка, горка, дорожный знак и т. д.)
5. На прогулке спросить у детей, какое сейчас время суток. Поинтересоваться, чем ребёнок будет заниматься утром, днём, вечером.
Спросить, какие изменения происходят в природе (дни становятся короче, а ночи длиннее). Предложить вспомнить, какие дни были летом, когда темнело.
6. Предложить мальчикам собрать камушки, девочкам прутики. Спросить, кто больше собрал: мальчики или девочки, как можно это узнать.
7. Обратить внимание детей на толстые и тонкие стволы деревьев. Дети, обхватив их руками, могут определить, какие из них толще.
Предложить найти тонкие и толстые сучья, тонкие ветки, высокие и низкие предметы.
8. Нарисовать на снегу палочками широкие и узкие дорожки. Предложить детям перепрыгнуть через них. Спросить: через какие дорожки легче перепрыгнуть? Почему?
9. На прогулке можно в игре поупражнять детей на умение измерять предметы.
«Кто дальше бросит»
На снегу проводится черта, от которой можно бросать снежки. При этом: за черту нельзя заходить и бросать снежок можно только по сигналу.
Побеждает тот, кто бросил дальше всех. Игру можно усложнить: бросать снежки левой рукой.
Спросить: как узнать, кто дальше бросил? Выслушать ответы детей. Если они скажут, что надо измерить, спросить чем и как. Пусть дети подумают и найдут способ измерения, например шагами, ступнёй. Иногда дети затрудняются в ответе на вопрос, но могут показать их. Это тоже допускается. При измерении шагами или ступнёй можно спросить у детей, почему получились разные ответы.
10. Предложить детям покататься с горки. Уточнить, сколько детей спустилось с горки, кто был первым, вторым, третьим и т. д. спросить, кто забрался выше всех, кто ниже; кто первым поднялся на горку, кто вторым, сколько всего детей поднялось на горку.
11. На прогулке с небольшой группой детей можно поиграть в игру
«Кто скорее соберёт камешки?»
Дети садятся на скамейку. Перед ними, на расстоянии 5-6 шагов, сложены камушки в 2 кучки по 10-15 штук в каждой. Выбираются двое играющих, каждому даётся корзинка. По сигналу воспитателя дети начинают собирать камушки в корзинку.
Тот, кто закончит первым, считается выигравшим.
Предложить детям определить : кто больше собрал? Как это узнать?
Игра повторяется 4-5 раз с новыми играющими.
12. Предложить детям найти высокие и низкие деревья на участке. Уточнить их названия. Посмотреть как расположены ветки, какой они длины, толщины, какие ветки наверху и какие внизу.
13. На земле начертить 5 клеток в один ряд. В каждую положить по одному предмету (жёлудь, камешек, веточку и т. д.) дети закрывают глаза, в это время предметы меняются местами или убирается один предмет. Открыв глаза, дети, пользуясь порядковым счётом, должны сказать, в которой по счёту клетке произошли изменения.
14. Игра на прогулке «Найди своё место».
Начертить на асфальте прямоугольник, разделить его на количество частей, соответствующее количеству играющих. Написать в них цифры по порядку. У каждого ребёнка по одной карточке с цифрой. Дети бегают под удары бубна. Как только бубен замолкает, они должны найти своё место в числовом ряду.
Варианты игры: взрослый каждому из детей называет число. По сигналу они находят своё место и объясняют, почему встали именно там. Можно на земле начертить пустые клетки в прямоугольнике. Воспитатель называет любое число. По сигналу дети должны найти место в числовом ряду.
Подвижные игры для накопления математического опыта в двигательной деятельности детей.
«Математическое одеяло»
Цель: учить выполнять задания по схемам, решать арифметические задачи на сложение, закреплять знание геометрических фигур, цифр.
1. На полу лежит одеяло, с изображением геометрических фигур разного цвета или цифр. Дети получают карточки – схемы, с изображённым маршрутом движения, по которому надо попрыгать на двух или одной ноге.
2. На полу лежит одеяла, с изображением цифр. Дети метают мешочки с песком различными способами на одеяло, затем подсчитывают количество набранных очков.
«Буратино»
Цель: развивать воображение, закреплять знания геометрических фигур, развивать ориентировку в пространстве.
Дети сидят на ковре «по-турецки» с закрытыми глазами.
Воспитатель: Представьте, что ваш нос – это карандаш. Нарисуйте им…
Дети рисуют воображаемым карандашом геометрические фигуры.
«Математический ёжик»
Цель: закреплять знание геометрических фигур, цвета, цифр, умение находить цифру по количеству знаков, соответствующих этой цифре.
1. На ковре лежат ёжики с изображением геометрических фигур разного цвета, а у детей грибы с изображением тех же фигур. Дети, бегая по залу врассыпную, держат в руке гриб. По команде дети находят ёжика с такой же фигурой, как на шляпке у гриба.
2. То же задание с цифрами, только дети ищут цифру у ёжика, которая соответствует количеству точек на шляпке гриба.
Для накопления математического опыта в двигательной деятельности детей предлагается использовать следующие упражнения:
— составление планов пространства игрушечной и групповой комнат и осуществление ориентировки по ним (определение расположения спрятанного предмета, движение по заданному маршруту и т. п.);
— освоение временных интервалов и некоторых показателей (например, скорости (быстрее-медленнее) в процессе наблюдения и участия в соревнованиях (бег, прыжки и т. п.); использование секундомера и обсуждение временных эталонов; определение удаленности (дальше-ближе, расчет длины маршрута и т. п. ;
— упражнения, обеспечивающие накопление тактильно-двигательного опыта, необходимого для освоения счета, измерения (счет движений, выполняемых ребенком);