Светлана Федяева
Формирование элементарных математических представлений дошкольников в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений дошкольников в процессе игровой деятельности.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений дошкольников в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика - царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
В своей работе применяю идеи и рекомендации следующих авторов: Т. И. Ерофеева «Математика для дошкольников», З. А. Михайлова «Математика от 3 до 7», Т. М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», И. А. Помораева, В. А. Позина «ФЭМП» и др.
Проанализировав результаты диагностики, выявила, что у детей достаточно низкий уровень усвоения знаний элементарных математических представлений. Решила, что для того, чтобы дети лучше усваивали программный материал, нужно сделать так, чтобы материал был интересен детям. Помня о том, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игровая, пришла к выводу, что для повышения уровня знаний детей их нужно использовать большее количество дидактических игр и упражнений. Поэтому тема опыта работы «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в процессе игровой деятельности».
Цель опыта работы: развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр математического содержания.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Создать условия для развития у детей памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр математического содержания.
2. Разработать перспективный план по использованию дидактических игр в образовательной деятельности и режимных моментах.
3. Сделать подборку дидактических игр для развития математических представлений у дошкольников.
Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной развивающей среды в возрастных группах.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей в группе оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал : блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, простейшие варианты игр Воскобовича и т. д. Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, лабиринты, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием. Организация развивающей среды осуществлялась с посильным участием детей, что создало у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
Большое значение в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников имеет игра. Систематизируя игры, разработала перспективный план по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр.
Образовательно-воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей выстраиваю с учё том следующих принципов:
1) доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
2) непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа;
3) целостность - формирование у дошкольников целостного представления о математике;
4) системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников использую следующие инновационные методы и приемы:
• Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей). Для этого даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания усложняю. Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.
• Сравнение: (например, в упражнении «Покормим белочек» предлагаю
покормить белочек грибочками, маленьким белочкам – маленькие грибы, большим – большие. Для этого дети сравнивают размер грибов и белочек, делают выводы и выкладывают раздаточный материал в соответствии с заданием.
• Решение логических задач. Предлагаю детям задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск различий. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур.
Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент.
• Воссоздание и преобразование. Предлагаю детям упражнения на развитие воображения, например, нарисовать какую-нибудь фигуру по выбору ребенка и дорисовать ее.
• Здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с математической тематикой). Создала картотеку физминуток («Мыши», «Раз, два - выше голова», «Мы катались» и др.) и пальчиковых игр математического содержания.
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками провожу в различных формах :
• организованная образовательная деятельность;
• обучение в повседневных бытовых ситуациях;
• самостоятельная деятельность в развивающей среде.
Проблему формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игр невозможно решать без участия родителей. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства ребенка. Поэтому работу начала с того, что провела в начале года опрос. Разработанная анкета включала в себя вопросы, нацеленные на выявление позиции родителей по отношению к детским играм, видов и содержания игр ребенка в семье, взаимодействия партнеров в игровой деятельности.
В результате выяснила, многие родители отметили, что их дети любят играть и активно привлекают к этому взрослых (мам, пап, бабушек). Дома они играют в основном в вечернее время, когда родителям после работы приходится заниматься домашними делами. Поэтому те, у кого есть братья и сестры, без сомнения, в лучшем положении. Друзьями же детей, которые растут в семье одни, часто становятся игрушки и телевизор. Немало было и родителей, ответивших неопределенно на данный вопрос («играют в разные игры», указывали на виды деятельности ребенка, которыми он любит заниматься, не имеющие прямого отношения к игре («вырезает», «любит велосипед», «играет с конструктором» и т. д.). С целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений средствами включения детей в игру были организованы и проведены консультации, беседы, индивидуальные рекомендации.
Провела родительское собрание, на котором рассказала о значимости игры для развития детей, познакомила родителей с задачами учебной программы дошкольного образования образовательной области «Элементарные математические представления», с учебно – наглядными пособиями соответствующих возрасту детей и играми, которые можно организовать в домашних условиях. Благодаря данной работе родители стали активными участниками проводимых мероприятий, изменилось их отношение к организации детского досуга в домашних условиях.
В целях повышения профессионального уровня воспитателей нашего учреждения дошкольного образования использовали такие формы работы, как консультации, семинар–практикум.
Анализ работы на заключительном этапе показал, что дети группы овладели базовым компонентом образовательного стандарта в образовательной области «Элементарные математические представления». Использование игр математического содержания способствовало развитию интереса к математической стороне действительности, развития у них внимания, восприятия, мышления, речи, памяти, воображения. Воспитанники не только выполняют игровые задания, данные взрослым, но и копируют его действия, следуя игре, создают свои ситуации, проявляют творчество, активность, инициативность, общаются, получают положительные эмоции от процесса игры.
Таким образом, можно сделать вывод, что именно в процессе игровой деятельности у детей легче усваиваются и формируются элементарные математические представления, способствуют развитию познавательных способностей и познавательного интереса, что является одним из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше - что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Список используемой литературы
1. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е. В. Колесникова. - М. : Сфера, 2015. - 112 c.
2. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М. : Стрекоза, 2012. - 665 c.
3. Мельников, Г. П. Азбука математической логики / Г. П. Мельников. - М. : [не указано], 2011. - 470 c.
4. Михайлова, З. А. Логико-математическое развитие дошкольников / З. А. Михайлова. - М. : Детство-Пресс, 2015. - 574 c.
5. Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н. В. Нищева. - М. : Детство-Пресс, 2013. - 673 c.
6. Нищева, Наталия Валентиновна Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах / Нищева Наталия Валентиновна. - М. : Детство-Пресс, 2014. - 364 c.
7. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 248 c.
8. Слисенко, А. О. Математические методы построения и анализа алгоритмов / А. О. Слисенко, С. В. Соловьев. - М. : [не указано], 2011. - 571 c.