Светлана Родионова
Формирование элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста с помощью сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познаний, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научить правильно держать ручку, писать, считать, но и уметь думать. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста с помощью сказок» размещена в разделах
В математику ребенок входит уже с раннего возраста. В течении всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления.
Обучению дошкольников основам математике отводится особое место. Меня же в свою очередь заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей младшего дошкольного возраста, средствами сказки.
Сказка является эффективным средством формирования математических представлений детей младшего дошкольного возраста, т. к. дети дошкольного возраста очень любят сказки, они им знакомы и понятны, героев сказок дети очень любят. Во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, благодаря этому усваивается детьми очень легко. Изучение математики способствует развитию памяти, внимания, воображения. Именно этим определяется актуальность исследования формирование элементарных математических представлений с помощью сказки у детей младшего дошкольного возраста.
К проблеме обучения математике дошкольников обращались педагоги и ученые Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и др.
Специальных пособий они не разработали, а основные свои идеи включили в книги по воспитанию и обучению.
Современные педагоги внесли новые подходы к обучению детей элементам математики. Щербакова Е. И. разработала учебное пособие «Теория и методика математического развития дошкольников». В своем пособии она использовала прогрессивные идеи классической и современной педагогики и психологии по проблемам обучения детей дошкольного возраста элементам математики (Л. А. Венгер, Р. Грин, В. В. Данилова, Е. Дум, Т. И. Ерофеева, Я. А. Коменский, В. К. Котирло, В. Лаксон, А. М. Леушина, М. Монтессори, Н. И. Непомнящая, Н. Н. Поддьяков, А. А. Столяр, Е. И. Тихеева, М. Фидлер, Ф. Фребель и др.).
На современном этапе проблемой математического развития детей занимались Шорыгина Т. А., Ерофеева Т. И., Большунова Н. Я. и др. Они считали, что формирование математических представлений происходит эффективнее с помощью сказок - это облегчает процесс обучения и заинтересовывает детей (так как дети дошкольного возраста любят сказки, герои сказок любимы детьми, почти во всех сказках можно найти математическое начало, поэтому и принимается, и усваивается детьми незаметно, и легко).
Сказки, как средство математического развития детей, необходимо рассматривать в единстве содержания и художественной формы. Если внимательно прочитать русские народные сказки, написанные для детей, то можно заметить, что практически каждая из них с помощью образного слова передаёт определённое математическое содержание. Многие сказки формируют представления детей о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественных представлениях. В сказках содержится большое количество математических ситуаций и усваиваются они как бы сами собой.
Например, пространственные отношения, количественные свойства и величина достаточно ярко представлены в любимой детьми и взрослыми сказке «Репка». С ней дети знакомятся уже в младшем дошкольном возрасте, а в среднем и старшем дошкольном возрасте к ней можно обращаться при изучении детьми элементарных математических отношений.
Дед посадил маленькую репку, она выросла и стала большая. Этот факт разнопланово проигрывается с использованием трёх математических отношений, которые в ней заложены. Герои сказки выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается, по мере того как подходят новые помощники. На примере образовавшейся цепочки героев сказки эффективно формируются представления о длине, которые дети могут закрепить с помощью полосок различной длины, палочек Кюизенера и т. п. На материале этой сказки формируются количественные представления : один, много, два, три персонажа и т. д.
Сказка "Теремок" поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т. д., но и основы арифметики. Дети легко усвоят, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо.
Сказка "Колобок" особенно хороша для освоения порядкового счета. Кто повстречался колобку первым? Кто вторым? Кто третьим? Можно зашифровать сказку с помощью геометрических фигур.
Прочитав сказку "Три медведя", можно составить следующие задания: Сколько медведей жило в избушке? Сколько взрослых зверей? Сколько детенышей? Сколько всего было стульев? Каким был первый стул по высоте? Каким был второй стул по высоте? А которым был самый низкий стул? Медведей можно сравнить по размеру (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький) и соотнести их с соответствующими стульями и тарелками.
Можно использовать разнообразные приемы работы со сказкой. Занятия, построенные на сюжетах сказок очень интересны и увлекательны.
Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. Слушая их условия, ребенок должен быть особенно внимательным, чтобы правильно ответить на вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать.
В процессе решения задач закрепляются навыки счета, а также представления о форме, цвете, величине и т. д. Кроме того, дети начинают понимать: считать можно любые предметы.
Например, «Я колобок, колобок! По амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я от волка ушел, от медведя ушел, а от лисы не успел уйти». Можно задать следующие вопросы: «Сколько зверей встретил колобок? Сколько раз он смог уйти?»
Перед проведением занятий нужно проводить предварительную работу с детьми : в ходе подготовки к занятиям перечитывать сказки детям или слушаем в записи (аудиокассеты, инсценируем сказку или часть её в каком – либо виде театра. Когда у детей складывается целостное представление о сказке, как о литературном произведении, я наполняю её математическим содержанием, стараюсь, чтобы задания, задачи, загадки, стихи и весь занимательный материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из неё.
Несмотря на то, что задания на занятиях достаточно сложные, справиться с ними нелегко, дети очень любят «сказочные» занятия, ждут их.
Использую проблемные ситуации. На «сказочных» занятиях герои, как ни стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. Конечно, каждому ребёнку хочется помочь героям, и он становится непосредственным участником сказки. Решая множество задач, расколдовывая героев, дети помогают сказочным персонажам. И конец сказки всегда счастливый! Занятия проходят живо и весело, так как нет объяснения нового материала, а все задания даются на закрепление ранее пройденного.
Завершать занятие нужно неизменно на весёлой, оптимистической ноте. Оценку детям даёт кто – либо из героев сказки или же они все благодарят детей за помощь. Иногда сказочные герои могут дарить что-то детям (небольшие сувениры, игры для группы, интересные книги).
Когда ребёнок четырёх лет и старше познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.
Физкультминутки нужно подбирать с текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия. Интересно и эмоционально проходят физкультминутки со сказочным сопровождением : наклоны, приседания и т. п.).
В результате проведенной работы по формированию элементарных математических представлений посредством сказки на детей сказка положительно влияет на развитие математических способностей; при комплексном подходе обучении детей математике с применением сказки дает высокие результаты;с помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счёту, определяют пространственное расположение предметов; сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации.