Елена Фотиева
Формирование элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
К. Д Ушинский отмечал, что дитя мыслит образами, звуками, красками. Это утверждение подчеркивает закономерность, лежащую в основе развития детей дошкольного возраста. Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но как же он насыщен познанием! Познание окружающего мира дошкольниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы ребенок находит ответ самостоятельно, идя путем проб и ошибок. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Конкретно поговорим об обучении математике.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» январь 2019
Например, при обучении детей умению выкладывать заданные педагогом фигуры из меньших, можно использовать аппликацию. На этом занятии детям было предложено разрезать по диагонали квадраты – закрепляем навыки работы с ножницами; понимание непосредственно математического термина – диагональ; практическая деятельность – из квадрата, получилось два треугольника; знание геометрических фигур – квадрат, треугольник.
Выложить, а затем приклеить, ориентируясь на слуховые задания:
- из двух треугольников – маленький квадрат;
- из четырех треугольников – прямоугольник;
- из восьми треугольников – большой квадрат;
- из двух маленьких треугольников – один большой.
Результат – дети наглядно видят свой результат и правильность выполненной работы, дети имеют возможность действовать с вырезанными ими же геометрическими фигурками (сенсорика, развивается умение действовать на слух – подготовка к графическим диктантам, умение действовать рядом – подготовка к школьным урокам.
При подготовке к школе мы развиваем у детей усидчивость, внимательность, умение сосредотачиваться на задании. На занятиях можно использовать тетради по математике.
Используем на занятиях работу со счетными палочками (счет, отсчитывание, знакомство с десятками).
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышенном вниманием к компьютерам и новомодным гаджитам, желание сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Не нужно забывать, что первостепенное значение в обучении математике имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.
На первоначальном уровне знакомства детей с понятием «задача», а также с условием и вопросом задач – активно используем наглядный материал.
Наглядность используем и при обучении детей знакам «больше», «меньше», «равно».
Выкладывание заданного выражения на столе, с помощью кассы цифр и знаков.
Когда дети усвоят решение задач с помощью наглядности, можно перейти к следующему этапу – понимание и решение задачи на слух и выкладывание решения на столе, используя кассу цифр.
Если дети прекрасно справляются с такого рода заданиями, усложните задачу. Придумать задачу (делите на команды) на сложение, вычитание. Выбрать, кто будет отвечать за всю команду. Ребенок проговаривает условие задачи, затем вопрос и выкладывает решение на доске.
Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми дети сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Основная форма работы в дошкольном учреждении – игра. Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
Включаем в обучение математике экспериментальную деятельность, особенно эффективно при знакомстве с сыпучими веществами.
Таким образом, к концу пребывания ребенка в детском саду мы имеем подготовленного, усидчивого, сосредоточенного ребенка, что, несомненно поможет быстрее влиться в школьный ритм жизни, адаптироваться в школе и успешно обучаться.