Гюлбахар Савзиханова
Рабочая программа «Формирование элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
образовательной области «Познавательное развитие»
по непрерывной образовательной деятельности
«Формирование элементарных математических представлений»
для первой младшей группы № 9 общеразвивающей направленности
0,5 непрерывная образовательная деятельность в неделю
(всего 18 непрерывной образовательной деятельности в год)
Составитель:
воспитатель МАДОУ «Машенька»
Савзиханова Г. Ф
2018-2019 учебный год
Публикация «Рабочая программа „Формирование элементарных математических представлений“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Пояснительная записка
Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математическое представлений» предназначен для детей 2-3 лет, разработана в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
З. М. Богуславская; Е. О. Смирнова. «Математика для дошкольников», Т. В. Галанова. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», И. Ерофеева., Павлова Л. Н., В. П. Новикова «Развивающие игры с малышами до 3 лет», Л. А. Венгер., Э. Г. Пилюгина. «Воспитание сенсорной культуры ребенка». Афонькина Ю. А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Первая младшая группа. Издательство «Учитель»2014.
Основная работа по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе осуществляется в рамках непрерывной образовательной деятельности. Рабочая программа рассчитана на 18 НОД в год, 1 раз в неделю, длительность одной непрерывной образовательной деятельности 8 минут.
Основными целями данной рабочей программы являются :
формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
Количество.
привлекать детей к формированию групп однородных предметов, учить различать количество предметов (один — много);
Величина.
привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.);
Форма.
учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.);
Ориентировка в пространстве.
продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада, расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина, учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
Новизна рабочей программы заключается в обновлении содержания программы в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Ее отличие от раннее действовавшей заключается в изменении традиционной системы речевых задач, создание условий для полноценного общения ребенка со взрослыми и сверстниками, а так же в системе занятий, которые включают комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, что, в свою очередь, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.
Содержание рабочей программы отражает : специфику федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
«Речевое развитие» - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми;
«Социально-коммуникативное развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений о мире;
«Художественно-эстетическое развитие» - использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения образовательных областей;
«Физическое развитие» - развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами.
Особенностью организации образовательного процесса, является творческий подход педагога и поддержание интереса ребенка к выполнению игровых и творческих заданий. Предпочтительная организация образовательного процесса адекватная возрасту детей – фронтальная (групповая); используемые методы: наглядные, словесные, практические.
Рабочая программа для детей первой младшей группы №12 основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
Программой предусмотрено проведение :
№ НОД Наименование разделов Количество НОД В том числе практической НОД
1,5,6,7,8,9,10,11,12,14,16,17,
18 Количество и величина 13
2,3,4,13, Форма и цвет 4
15 Ориентировка в пространстве 1
Всего 18
Тематический план
№
п/п Тема Кол – во НОД Планируемая дата Фактическая дата
1 «Собираем игрушки на прогулку». 1 06.09.16
2 «Что катится, что не катится». 1 20.09.16
3 «Найди такой же». 1 04.10.16
4 «Что в мешочке». 1 18.10.16
5 «Хоровод матрешек» 1 01.11.16
6 «Строим башенки». 1 15.11.16
7 «Игрушки для кукол» 1 06.12.16
8 «Игра с матрешками». 1 20.12.16
9 «Собираем листочки в вазу». 1 10.01.17
10 «Играем с флажками». 1 24.01.17
11 «Играем со снежными комочками». 1 07.02.17
12 «Встречаем гостей». 1 21.02.17
13 «Построим диванчики для кукол». 1 07.03.17
14 «Подарки для ежиков». 1 21.03.17
15 «Где спрятались игрушки». 1 04.04.17
16 «Путешествие на поезде». 1 18.04.17
17 «Мы плывем на лодке». 1 02.05.17
18 «Выкладываем, перекладываем, собираем». 1 16.05.17
Итого: 18
Педагогический анализ знаний и умение детей (промежуточная педагогическая диагностика) проводится по пособию Афонькина Ю. А. «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Первая младшая группа» один раз в год (апрель) в форме наблюдения за деятельностью детей.
Требования к результатам освоения непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие» воспитанниками:
Знает: части собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина, учить двигаться за воспитателем в определенном направлении
Умеет: различать количество предметов (один — много); формировать группы однородных предметов, различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.);
У ребенка развиты: внимание, интерес к коллективным играм.
Имеет представление : о предметах контрастных размеров и их обозначение в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.);
Проявляет: интерес практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада,
Карта оценки эффективности педагогических воздействий
Образовательная область «Познавательное развитие»
Возрастная группа___
Воспитатели___
Дата заполнения:
№
пп Фамилия, имя
ребенка Направления реализации образовательной области «Познавательное развитие» Личный уровень
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации Формирование познавательных действий, становление сознания. Развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о себе, других людях. Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира,свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Формирование первичных представлений о малой родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира.
Формирование первичных представлений об особенностях природы.
н к н к н к н к н к н к н к н к
1
2
3
4
Календарно-тематический план образовательной области «Познавательное развитие»
по непрерывной образовательной деятельности
«Формирование элементарных математическое представлений»
(первая младшая группа № 9 общеразвивающей направленности)
Планируемая
дата Фактическая
дата №
п/п Тема ОНД
форма
проведения источник Опорные слова,
выражения
Содержание Интеграция образовательных областей
Количество и
величина
Форма и цвет
Ориентировка
в
пространстве
№ 1 «Собираем игрушки на прогулку». Большая формочка, маленькая формочка. Развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький. Совершенствование предметных действий. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать. (С. К. Р.)
Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру. Обогащать словарь детей: прилагательными, обозначающими величину (Р. Р)
№ 2 «Что катится, что не катится». Шарик, кубик. Формирование умения различать предметы по форме и называть их : кубик, шарик.
Формирование умения производить действия с предметами : обводить форму предмета ладошкой, катать, ставить. Обогащать словарь детей: существительными, обозначающими названия геометрических форм (Р. Р.)
№ 3 «Найди такой же».
Кирпичик, шарик Формирование умения различать предметы по форме и называть их : кирпичик, шарик. Формирование умения выполнять действия с предметами : «гладить» ладошкой, ставить, катать, сооружать простейшие постройки. Обогащать словарь детей: существительными, обозначающими названия геометрических форм (Р. Р.)
№ 4
«Что в мешочке». Кубик, шарик, кирпичик, катать. Формирование умения различать предметы по форме и называть их : кубик, шарик, кирпичик. Совершенствование предметных действий. Обогащать словарь детей: прилагательными, обозначающими названия геометрических форм (Р. Р)
№ 5 «Хоровод матрешек».
Большая, маленькая, матрешка. Развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький. Совершенствование предметных действий. Обогащать словарь детей: прилагательными, обозначающими цвет, величину; существительными, обозначающими названия геометрических форм. Помогать детям отвечать на простейшие и более сложные вопросы. (Р. Р)
№ 6 «Строим башенки».
большой, маленький. Развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький.
Совершенствование предметных действий. Обогащать словарь детей: прилагательными, обозначающими цвет, величину. Помогать детям отвечать на простейшие и более сложные вопросы. (Р. Р)
№ 7
«Игрушки для кукол»
Кубики, шарики, Катя большая кукла. Маша маленькая кукла, разные по величине Развитие умения различать контрастные по величине кубики и шарики. Формирование умения группировать предметы по величине. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру. Обогащать словарь детей: прилагательными, обозначающими цвет, величину; существительными, обозначающими названия мебели, игрушек. (Р. Р)
№ 8 «Игра с матрешками».
Один, много. Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов : много — один. Формирование умения употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе. Помогать детям отвечать на простейшие и более сложные вопросы. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. (Р. Р)
№ 9 «Собираем листочки в вазу». Один, много Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов : один — много. Формирование умения употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе. Помогать детям отвечать на простейшие и более сложные вопросы. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. (Р. Р)
№ 10 «Играем с флажками». Один, много Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов : много — много. Формирование умения употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе. (Р. Р.)
№ 11 «Играем со снежными комочками». много — один, один — много, большой, маленький Развитие умения различать контрастные по величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, маленький. Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много — один, один — много. Формирование умения употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. (Р. Р)
№ 12 «Встречаем гостей». много — мало, мало — много. Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их по количеству: много — мало, мало — много. Помогать детям отвечать на простейшие и более сложные вопросы. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. (Р. Р)
№ 13 «Построим диванчики для кукол». кубик, кирпичик, желтый, красный Формирование умения различать предметы по форме (кубик, кирпичик) и цвету. Формирование умения сооружать несложные постройки. Развитие умения различать и показывать части своего тела. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. Помогать детям отвечать на простейшие и более сложные вопросы. (Р. Р.)
Учить детей имитировать движения. (Ф. Р.)
№ 14 «Подарки для ежиков». Разные по величине: большой и маленький ежики, зеленый листочек большой, желтый листочек маленький Формирование умения различать предметы по величине. Развитие предметных действий Формирование умения различать предметы по цвету. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. Помогать детям отвечать на простейшие и более сложные вопросы. (Р. Р.)
Развивать мелкую моторику (Ф. Р.)
№
15 «Где спрятались игрушки». в, на, под, здесь, там, тут Развитие умения слышать и называть пространственные предлоги и наречия, соотносить их с местом расположения конкретного предмета (в, на, под, здесь, там, тут). Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. Помогать детям отвечать на простейшие и более сложные вопросы. Учить использовать в речи предлоги. (Р. Р.)
№
16 «Путешествие на поезде». Много, один, одна, один Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать соответствующими словами: много — один, один — много, много — мало, много — много. Развитие умения двигаться за взрослым в определенном направлении. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. Помогать детям отвечать на простейшие и более сложные вопросы. Обогащать словарь детей: существительными, обозначающие название игрушек. (Р. Р.)
№ 17 «Мы плывем на лодке». Один, много, лодки, плавают Развитие умения различать количество предметов (много — один, Развитие умения двигаться за взрослым в определенном направлении. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. Помогать детям отвечать на простейшие и более сложные вопросы. Использовать в речи существительные во множественном и единственном числе. (Р. Р.)
№
18 «Выкладываем, перекладываем, собираем».
Много колечек кубиков, матрешек, одно колечко. Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать их соответствующими словами: один — много, много — один, много — много.
Развитие предметных действий Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. Помогать детям отвечать на простейшие и более сложные вопросы. Использовать в речи существительные во множественном и единственном числе. (Р. Р.)
Литература:
1. Богуславская З. М. ; Смирнова Е. О. «Математика для дошкольников»
2. Галанова Т. В. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»
3. Ерофеева И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. «Развивающие игры с малышами до 3 лет»
4. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка».
5. Афонькина Ю. А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельност и. Изучение индивидуального развития детей. Первая младшая группа. Издательство «Учитель»2014.