Еремеева Евгения
Формирование экосознания через экскурсии
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование экосознания через экскурсии
Хотим мы или нет, мы являемся частью экосистемы. И от того, комфортна и безопасна ли окружающая нас среда, зависит здоровье, а может даже и выживание подрастающего поколения. Кто бы мог подумать ещё несколько десятков лет назад, что мы будем покупать чистую воду, платить, чтобы покупаться или порыбачить в экологически чисто месте. А что же дальше?
Публикация «Формирование экосознания через экскурсии» размещена в разделах
А дальше этой проблемой будут заниматься те, кто сегодня зависит от нас с вами – наши дети. И если мы не научим их ценить и беречь природу, не относиться равнодушно к тому, что нас окружает, мы ускорим гибель всего живог Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение экологической культурой является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Экологическая культура подразумевает разные способы, формы и методы взаимоотношений людей с окружающей средой. Экологическую культуру составляют экологические знания, познавательные, морально-эстетичные чувства и переживания, предопределенные взаимодействием с природой. Как привить любовь к близким, милосердию, познанию окружающего мира, обогатить и раскрыть внутренний мир каждого ребенка, заинтересовать и увлечь. Ответы на эти вопросы я ищу и нахожу уже много лет. Я всегда в поиске на протяжении длительного времени. Мне присуще постоянное стремление раскрыть себя, свои способности и обогатить свой внутренний мир, чтобы быть интересной моим детям Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её - дело сложное. Для этого педагогу необходимо жить в гармонии с природой, а дети как активные участники воспитательного процесса готовы подражать каждому его движению.
Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых.
Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой!
Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года: когда лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручейка, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов.
Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, дошкольник непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. Я в своей работе использую следующие формы работы с детьми : наблюдения за явлениями природы и сезонными изменениями, уроки доброты, экологические конкурсы; экологические акции; лаборатория юного эколога; экологические выставки и экспозиции; дни экологического творчества; экологические сказки; экологические занятия; обсуждение и проигрывание ситуаций; трудовой десант; экологические игры дидактические и речевые, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Особое значение придаю экологическим экскурсиям. Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности дошкольника:
- формируются основы понимания окружающего мира,
- воспитываются эстетические и нравственные качества,
- пробуждаются добрые чувства.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе и ко всему окружающему – значит растить будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.
Целью моей работы по данной теме является изучение особенностей воспитания экологической культуры в процессе экскурсий.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие
задачи:
- изучить сущность экологической культуры;
- рассмотреть экскурсии как средство воспитания у дошкольников экологической культуры в образовательном процессе;
- разработать серию экскурсий, направленных на воспитание экологической культуры дошкольников
Воспитательно-образовательное значение экскурсий неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская. По ее мнению, они помогают детям «… ширить свой горизонт путем наблюдения живой природы, живых людей, их труда, их взаимоотношений». Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Главный плюс экскурсий состоит в том, что они дают возможность в естественной природной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями живой природы, провести интересные наблюдения. Воспитатель на экскурсиях знакомит детей с растениями, животными и условиями их обитания. А это, в свою очередь, способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии помогают детям дошкольного возраста проявить любознательность и интерес к окружающему миру, способствуют развитию наблюдательности, раскрывают творческий потенциал.
Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Наш детский сад расположен вдали от дороги, и позволяет совершать недальние экскурсии. Чтобы провести наблюдение за изменениями жизни деревьев в разные сезоны года, мы в течении года наблюдали за березкой, которая растет на улице Гагарина, а чтобы получить ответ на вопрос: а елка также меняется в зависимости от сезона или остается зеленой, мы совершали экускурсию к елке, растущей на улице Свободы. Прочитав стихотворение А. С. Пушкина «Лукоморье», мне очень захотелось показать детям и рассказать историю об огромном зеленом дубе, которому 58 лет. ….
Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Ребята с воспитателем во время прогулки наблюдали за облаками, находили в них знакомые силуэты. Каждый ребёнок смог пофантазировать и найти своё неповторимое облако. Что они видели? Сказочный замок, единорога, зайчика или огромного дракона? Красивый цветок или домик злой колдуньи? Облака никогда не остаются одинаковыми. Они словно по мановению волшебной палочки, создают на небе фантастические картины, сочиняют волшебные картины небесного театра. Свои наблюдения ребята отразили в творческих работах – рисунках, выкладывании облаков из ваты. Расширяя кругозор детей, спустившись с небес на воздушном облаке на землю, изучили свойства камней, узнали, что в природе есть необычные камни. Некоторые природные камни способны дарить здоровье и продлевать жизнь. Ученые доказали, что камни - живые существа, и если относиться к ним с любовью, они поделятся частицей своих тайн. Гуляя на улице воспитанникам было дано задание найти интересные, по мнению детей камни и, проявив фантазию, сказать на что или на кого они могут быть похожи. Дети с большим удовольствием нашли интересные экземпляры камней и подобрали картинку подходящую камню.)
Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Пока мы не можем совершать длительные экскурсии, но в средней группе, планируем увидеть еще больше интересного и увлекательного.
Очень часто проводим экскурсии по детскому саду, изучая каждый уголок нашего двора. Наблюдаем за происходящими изменениями на клумбах и цветниках, кустарниках и деревьях. С большим интересом наблюдаем за живыми объектами-птицами, живущими на деревьях нашего двора: сова, которая живет на территории детского сада; дятел прилетел полечить старое дерево от насекомых; стайка воробьев, весело прыгающих с ветки на ветку.
Но тут обнаружилось, что этого недостаточно. Для того, чтобы наши труды не прошли даром о зелёных насаждениях надо заботиться, а чтобы участки нашего детского сада всегда были такими красивым, надо соблюдать ряд правил: собирать мусор, не рвать цветы, рыхлить землю, поливать растения, полоть сорняки. А если беречь не только наш детский сад, а район или город? Ведь если все создадут вокруг себя маленький красивый мир, то жить на земле будет уютнее. А чтобы еще больше заинтересовать и увлечь дошкольников, мы просто пошли на встречу нашим воспитанникам, сегодняшние дети быстрее, чем взрослые, успевают освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон; они стали более развитыми, любознательными, легко и свободно ориентируются в современной технике, живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека. Компьютер является не роскошью, а средством труда, познания, досуга. Дошкольники живут в мире гаджетов и героев мультипликации, которые иногда совершенно непонятны нам, взрослым. Создаётся впечатление, что мы люди с разных планет. Используя интерес к мультфильмам, в нашем саду был создан мультибанк из мультфильмов, где можно затронуть тему бережного отношения к природе и разработать вопросы и задания к ним, использовать в методических разработках мультипликационных героев-кумиров современных дошкольников. В этом нам помогли наши друзья Эколята: Шалун, Умница, Тихоня, Елочка. Ребята познакомились со сказочными защитниками природы, просмотрев мультфильмы о них. Благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий мы с детьми побывали в виртуальном зоопарке, узнав много интересного о жизни и обитании диких животных.
Моя работа заключается в том, что она нацелена на работу педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через эффективность воспитательного процесса, личностную включенностью детей и родителей в событийную жизнь. Используя, увлекательные технологии, можно обеспечить эту включенность, дающую бесспорные положительные результаты.
Так же в работе с педагогами провожу интересные семинары, мастер классы, зачитываю консультации. Делюсь опытом с молодыми педагогами.
Я благодарю всех: детей, родителей, педагогов, поддерживающих меня, разделяющих мои интересы и помогающих самосовершенствоваться!