Жанна Куликова
Формирование экологической культуры у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологической культуры у дошкольников
Одной из основополагающих задач в экологическом образовании детей дошкольного возраста является задача формирования экологической культуры. Экологическая культура дошкольника подразумевает следующие компетенции:
эмоционально-положительное отношение к природе, к окружающему миру;
ответственное отношение к своему здоровью и состоянию окружающей среды;
Темочки:
соблюдение моральных норм и правил в системе ценностных ориентаций экологического характера.
Для развития данных компетенций, педагогу необходимо ориентироваться на три основных направления в содержании экологического образования дошкольников.
Первое направление — ознакомление дошкольников с элементарными биоэкологическими знаниями. Содержание данного направления:
живая и неживая природа;
особенности живых организмов, их разнообразие, распространение;
связь внешнего вида, строения (для животных – поведения) живых организмов;
особенности среды обитания, приспособленность живых организмов к этой среде;
разнообразие сред обитания (водная, наземно-воздушная, воздушная, почвенная).
Второе направление — ознакомление с правилами поведения в природе. Данное направление включает знания о том:
как нужно вести себя в природе, почему нужно к ней бережно относиться;
как экономить природные ресурсы;
почему живые организмы нуждаются в нашей охране;
почему на Земле должны жить все живые организмы;
что такое заповедники, для чего созданы Красные книги, знакомство с охраняемыми растениями, животными своего края и с условиями, необходимыми для сохранения всего живого.
Третье направление – ознакомление с элементами социальной экологии. В рамках этого направления изучаются такие темы:
люди (здоровье, безопасность) и окружающая среда;
влияние человека (в частности, ребенка) на природу;
бережное отношение к природным ресурсам.
Для того, что воспитанники эффективно усвоили знания и приобрели практические умения экологического характера, необходимо обратить внимание на экологизацию развивающей предметно-пространственной среды. Экологическая среда должна быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для формирования у воспитанников навыков труда и общения с природой, а также для пропаганды экологических знаний среди родителей.
Игры по экологическому воспитанию
Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой. Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.
Игра с мячом «Я знаю…»
Цель: Формирование умения называть несколько предметов объекта одного вида. Развитие умения объединять предметы по общему признаку.
Игровые действия:
Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребё нку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.
«Птицы, рыбы, звери»
Цель: Развитие умения называть предмет определённой группы предметов.
Игровые действия:
Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
«Угадай, что в руке»
Цель: Различие на ощупь овощей, фруктов и ягод.
Игровые действия:
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).
«Растения леса, сада, огорода»
Цель: Расширение знаний детей о растениях леса, сада и огорода.
Игровые действия: аналогично игры «Я знаю.»
«Сад - огород»
Цель: Закрепление знаний детей о том, что растёт в саду или в огороде.
Игровые действия:
Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.
- Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.
«Что это такое?»
Цель: Умение отгадывать предметы живой или неживой природы. Рассказывать признаки предметов.
Игровые действия:
Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.