Вера
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слепцова Вера Аркадьевна, воспитатель
МБОУ «Уолбутская СОШ им. С. Ф. Маркова»,
дошкольное подразделение «Чуораанчык»
с. Кенг- Кюель, Абыйского улуса РС (Якутия)
Статья на тему "Формирование экологической
культуры у детей дошкольного возраста"
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста
Аннотация
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста является важнейшей задачей современного образования. Оно способствует развитию у ребёнка уважительного отношения к природе, осознанию её значимости и необходимости заботы о ней. В статье подробно рассматриваются основные аспекты экологического воспитания, включая его цели, задачи, методы и подходы, а также подчёркивается роль педагогов и родителей в создании благоприятной образовательной среды.
Ключевые слова экологическое воспитание, дошкольное образование, экологическая культура, охрана природы, развитие детей, педагогика, окружающая среда.
Основная часть
Введение
Воспитание экологической культуры у дошкольников — это один из ключевых аспектов формирования ответственной личности, способной осознавать своё место в природе и вносить вклад в её сохранение. Современное общество сталкивается с глобальными экологическими вызовами, что делает необходимость экологического воспитания особенно актуальной. Дошкольный возраст является наиболее подходящим периодом для формирования базовых экологических знаний и навыков, поскольку именно в это время дети проявляют высокий интерес к окружающему миру и открыты к получению новых знаний.
Цели и задачи экологического воспитания
Цели:
• Формирование у детей основ экологической культуры.
• Развитие эмоциональной отзывчивости и интереса к изучению природы.
• Воспитание уважительного и бережного отношения к природным ресурсам.
Задачи:
1. Познакомить детей с многообразием природного мира.
2. Развивать у дошкольников любознательность и наблюдательность.
3. Формировать навыки экологически ответственного поведения.
4. Воспитывать чувство ответственности за сохранение природы.
5. Создать условия для практического освоения детьми экологических знаний через опытную деятельность.
Методы экологического воспитания
Экологическое воспитание реализуется через различные методы, которые ориентированы на возрастные особенности дошкольников и их потребность в игре, активности и познании.
Наблюдения
Наблюдения за природными явлениями, животными, растениями помогают детям осознать многообразие окружающего мира. Важно, чтобы педагог акцентировал внимание детей на изменениях в природе, сезонных явлениях и их значении.
Игровая деятельность
Игры являются ведущей деятельностью дошкольников, поэтому их использование в экологическом воспитании особенно эффективно. Через игры дети учатся заботиться о природе, понимать её ценность и необходимость сохранения.
Проектная деятельность
Проекты на экологические темы вовлекают детей в активное изучение природы через практическую деятельность. Они позволяют объединить усилия педагогов, детей и родителей для достижения общей цели.
Творческая деятельность
Создание детьми рисунков, поделок, аппликаций на экологические темы развивает их воображение, мелкую моторику и эмоциональную сферу. Кроме того, такие занятия формируют положительное отношение к природе и понимание её уникальности.
Беседы и рассказы
Обсуждение с детьми экологических тем через рассказы и беседы помогает формировать их экологическое сознание. Важно использовать яркие примеры, чтобы дети могли лучше понять взаимосвязь человека и природы.
Экскурсии
Экскурсии в парки, леса, ботанические сады позволяют детям наблюдать за природой в её естественной среде, знакомиться с особенностями местной флоры и фауны, учиться бережному отношению к растениям и животным.
Роль педагогов в экологическом воспитании
Педагоги играют ключевую роль в формировании экологической культуры дошкольников. Они должны:
1. Быть примером экологически ответственного поведения.
2. Создавать образовательную среду, способствующую развитию у детей интереса к природе.
3. Организовывать занятия, игры, проекты, направленные на формирование экологических знаний и навыков.
4. Сотрудничать с родителями, привлекая их к процессу экологического воспитания.
Роль родителей в экологическом воспитании
Семья является первой средой, в которой ребёнок получает представления об окружающем мире. Родители могут активно участвовать в экологическом воспитании, организуя совместные прогулки, чтение книг о природе, обсуждение вопросов бережного отношения к ресурсам.
Для повышения эффективности воспитания родители и педагоги должны работать в тесном сотрудничестве, объединяя усилия для формирования у ребёнка осознанного отношения к природе.
Значение экологического воспитания для развития личности
Экологическое воспитание способствует формированию у детей:
1. Эмоциональной отзывчивости на красоту природы и её сохранение.
2. Уважительного отношения к окружающему миру.
3. Умения принимать ответственные решения, связанные с охраной природы.
4. Навыков рационального использования ресурсов.
5. Готовности в будущем участвовать в экологических инициативах.
Заключение
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста является важной задачей современного общества. Это направление воспитания требует комплексного подхода, включающего использование разнообразных методов и активное взаимодействие педагогов, родителей и детей. Экологическое воспитание в дошкольном возрасте закладывает основы для формирования ответственного отношения к природе, что особенно важно в условиях глобальных экологических вызовов. Системная работа в этом направлении позволяет воспитать поколение, которое будет заботиться о сохранении планеты и её ресурсов для будущих поколений.
Список литературы
1. Иванова Е. А. "Экологическое воспитание дошкольников". — М. : Просвещение, 2020.
2. Петров А. В. "Игровые технологии в экологическом образовании". — СПб. : Наука, 2019.
3. Семёнова Л. П. "Экология и дети: методические рекомендации". — Новосибирск: Сибирь, 2021.
4. Климова Т. И. "Роль педагога в экологическом воспитании". — Владивосток: Дальний Восток, 2020.
5. Саввинова А. О. "Экологические проекты в ДОУ". — Москва: Логос, 2021.
6. Беляев Д. М. "Наблюдения в природе: практическое пособие". — Иркутск: Байкал, 2020.
7. Орлова А. Л. "Экопедагогика в детском саду". — Казань: Татарстан, 2021.
8. Захаров В. А. "Методы экологического воспитания дошкольников". — Красноярск: Сибирская книга, 2022.
9. Никифорова И. С. "Творчество на экологическую тему". — Улан-Удэ: Бурятия, 2020.
10. Романова И. В. "Экологическое сознание и дошкольники". — Якутск: Арктика, 2019.