Ермакова
Формирование экологической грамотности у младших школьников посредством вовлечения детей в проектную деятельность
Формирование экологической грамотности у младших школьников посредством вовлечения детей в проектную деятельность
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 8» города Смоленска
Ермакова Л. В.
Публикация «Формирование экологической грамотности у младших школьников посредством вовлечения детей в проектную деятельность» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
На современном этапе развития общества одной из глобальных проблем является проблема экологии. Почва, вода и воздух заражены токсичными отходами. В последнее время климатические условия сильно изменились, вследствие глобального потепления и его основной причины — парникового эффекта, который обусловлен выбросами в атмосферу промышленными объектами и увеличением числа автомобилей. Озоновые дыры, засухи, высокий уровень радиации, еда, зараженная химическими добавками – всё это не может не вызывать беспокойства. Защита окружающей среды является одной из важнейших проблем человечества наших дней.
В Конституции РФ Статья 42 записано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
2002 год вписан в историю России как год перемен в экологической политике страны. В этом году вышли в свет: «Экологическая доктрина Российской Федерации» – документ, разработанный совместными усилиями органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, общественных организаций, деловых и научных кругов России; Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-Ф3.
Вопрос экологии отмечен в Федеральном государственном образовательном стандарте 2009 г. Он включает в себя программу формирования экологической культуры. Понятие «экологическая культура» состоит из взаимосвязанных элементов: экологической грамотности, чувств, экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. Понятие «экологическая грамотность» формулируется разными авторами по-своему, и на сегодняшний день единого определения для этого понятия не существует. Однако, большинство авторов (И. Н. Пономарёва, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, С. Д. Дерябо, Н. Е. Яценко) [3,5,6,7,11,14] сходится в том, что в основе экологической грамотности лежит формирование экологических знаний школьника. На основе знаний о взаимосвязях в природе, можно и должно формировать эмоционально-ценностное отношение к природе, понимание и соблюдение правил экологоориентированного поведения. Понятие экологической грамотности даётся в словаре профессионального образования как «способность к компетентному участию в деятельности попредотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе производственно-хозяйственной деятельностью». Процесс формирования экологической грамотности необходимо начинать с детского возраста. Средством достижения положительных результатов в данном направлении является работа над экологическими проектами.
В психолого-педагогической литературе нет однозначного конкретного определения экологического проекта. Изучив, проанализировав и обобщив статьи, предложенные И. В. Цветковой, Е. Е. Морозовой [10, 13]можно дать следующее определение экологическому проекту.
Экологический проект – это средство педагогического воздействия, основанное на приобретении учащимися знаний и умений в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, направленных на формирование их экологического сознания.
Одним из важных условий организации экологической проектной деятельности является выбор наиболее продуктивных типов проектов, позволяющих комплексно воздействовать на формирование экологического сознания школьника : формировать экологические знания, субъективное отношение к природе, навык экологически ориентированной деятельности.
В качестве основных неоспоримых достоинств проектной деятельности названы высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Таким образом, обобщив всё вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что одним из эффективных средств формирования экологической грамотности младших школьников является проектная деятельность. Экологические проекты в начальной школе нам позволяет реализовать программа кружка «Наблюдаем, проектируем, фантазируем». Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения, начиная с 1 класса, 34 часа в год (1 час в неделю). Программа кружка реализуется через разнообразные формы и виды деятельности младших школьников, одним из которых является экологическое проектирование.
Цель программы : развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Одной из задач кружка является: формирование основ экологической грамотности и осознание целостности окружающего мира.
При реализации экологического проектирования ребенок проходит три стадии:
-открытие многообразия природы, эмоционально-чувственное отношение к наблюдаемым объектам;
-период исследования экологических связей («Все связано со всем»);
-пора раздумий, размышлений и действий.
Содержание программы кружка «Наблюдаем, фантазируем, проектируем» включает следующие экологические проекты :
Класс Тема проекта
1 класс «Деревья нашего двора»
2 класс «Красная книга Смоленской области»
3 класс «Были о пыли»
4 класс «Защита окружающей среды»
В 1-ом классе на занятиях кружка «Наблюдаем, фантазируем, проектируем» выполняем коллективный проект : «Деревья нашего двора». Обучающиеся собирают гербарий из листьев деревьев своего двора и готовят о них мини-сообщения. Защиту проекта проводим на уроке по окружающему миру на тему «Родная природа». При совпадении интересов у нескольких школьников организовываются мини-группы. На всех этапах учитель выступает как помощник, обеспечивает деятельность школьника : мотивирует, консультирует, помогает, наблюдает.
Во 2-х классах появляются самостоятельные проекты экологической направленности : «Красная книга Смоленской области». Учащиеся самостоятельно готовят один слайд с изображением редкого или исчезнувшего растения Смоленской области и представляют информацию о нем. Учитель объединяет слайды в презентацию и вместе с участниками проекта представляют результат классу на уроке окружающего мира. В 3-4 классах данная презентация пополняется новыми слайдами.
В 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика. Возможно проведение социологических опросов, экологических акций, разработка проектов, реализация которых имеет выход за пределы класса и школы. Вот тематика некоторых из них: «Были о пыли», «Защита окружающей среды». Ребята активно участвуют в экологических акциях «Поделки из отходов», «Помоги зимой птицам», «Бумажный бум» и др. Учащиеся участвуют в экологических фестивалях, концертах, конкурсах.
Подробнее остановимся на проекте «Защита окружающей среды». Целью данного социально-значимого проекта стало изучение проблемы загрязнения окружающей среды и создание условий для развития ответственного и бережного отношения к природе и становления творческой личности.
При реализации данного проекта решались следующие задачи:
-изучить материал по данной теме;
-расширить знания учащихся об объектах природы через самостоятельный поиск информации;
-погрузить детей в поисково-творческую работу;
-проанализировать собранный материал;
-выяснить причины загрязнения окружающей среды;
-рассмотреть возможные пути предотвращения последствий;
-развивать умения работать самостоятельно, в парах и в группе;
-оформить мини-проект (плакат) по данной теме;
-записать видео материал по существующей проблеме;
-продемонстрировать окружающим видеоматериалы.
Проект «Защита окружающей среды» является итоговой работой изучения разделов по окружающему миру: «Вода», «Воздух», «Животные и растения», «Почва». Состоит из 4 мини-проектов : «Защита воды», «Охрана почв», «Защитим всё живое», «Охрана воздуха». Форма проекта - телепередача «Новости планеты». Проблемой исследования стали причины и последствия загрязнения природы. Идея проекта : обратить внимание окружающих на проблему загрязнения окружающей среды и необходимость предотвращения надвигающейся угрозы. Адресовался он одноклассникам, учащимся начальной школы, учителям начальной школы, родителям.
Большую роль в формировании экологической грамотности школьников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Теоретические знания, полученные ребенком на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов, явлений, проведение собственных исследований, наблюдений, умение обобщить свои наблюдения, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведения. В младшем возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира, что учитывалось и при разработке программы, методики исследований школьников. Обобщение же полученного материала проводится в форме сочинений, рассказов, сказок, рисунков, бесед с использованием художественной литературы. Таким образом, программа работы над проектом предусматривает использование для целей экологического образования и воспитания не только специальных уроков окружающего мира и экологии и уроков русского языка, литературы, изобразительного искусства, технологии, но и занятий внеурочной деятельности.
Заключение
Организация внеурочной деятельности экологической направленности существенно дополняет и восполняет недостающую экологическую составляющую предметного содержания урочной деятельности, что расширяет кругозор младшего школьника, позволяет ему на уроках более полно и широко использовать полученные на внеурочных занятиях знания, умения и практический опыт. Участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают себя как личность в новом качестве. Повышается мотивация, значимость своего труда вызывает положительные эмоции. Организуя проектную деятельность с обучающимися, я опираюсь на основные принципы:
- учёт интересов детей. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу.
-учение через деятельность. Проектно-исследовательская деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность;
-систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации;
-познание и знание являются следствием преодоления трудностей;
-сотрудничество участников педагогического процесса: между мной и учениками, между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками;
-свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты.
Овладение исследовательскими умениями и навыками является предпосылкой формирования у школьника познавательного отношения к миру, целостных представлений о мире, интереса и потребности к «открытию тайн» мира. Владение элементарными навыками исследовательской деятельности облегчает и помогает школьникам чувствовать себя уверенно в любых нестандартных ситуациях, способствует формированию универсальных учебных действий.
На таких занятиях у детей формируется чувство любви к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране.
Литература
1. Жесткова Н. А. Экологическое воспитание школьников в начальных классах - М. : Педагогика, 1972.
2. Захлебный А. Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования-М. : Педагогика, 2011.
3. Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М. : Просвещение, 2004.
4. Зверев И. Д., Захлебный А. Н. Экологические знания : на уроках и после уроков // Народное образование, 2006. № 2. С. 81-84.
5. Кузнецова Е. С. Формирование экологической грамотности младших школьников// Герценовские чтения. Начальное образование. 2012. Т. 3. № 1. С. 223-227.
6. Морозова Е. Е. Психолого-педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе //Начальная школа. 2002. № 7. С. 35
7. Справочник по охране природы / Под ред. К. П. Митрюшкина. М. : Мир, 1988.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во обр. и науки Рос. Федерации. – М. :Просвещение,2011.
9. Флеенко А. В. Экологическая грамотность : современное состояние и проблемы // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-4. – С. 930-934;
10. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Академия развития, 2007. 151 с.
11. Цветкова, И. В. Экологическое воспитание младших школьников : Теория и методика внеурочной работы / И. В. Цветкова. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 176 с.
12. Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб. 2009.
13. См. на: https://www.inksystem-az.com/ekologicheskie-proekty-v-nachalnoi-shkole/
14. См. на: https://www.inksystem-az.com/ekologicheskie-proekty-v-nachalnoi-shkole/
15. https://ru.wikipedia.
16. https://www.studfiles.ru/preview/4388771/
17. URL : https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31665 ( дата обращения: 19.06.2017).
18. https://professional_education.academic.ru/