надежда плотникова
Формирование экологического сознания дошкольников посредством развивающих игр-сказок В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологического сознания дошкольников посредством развивающих игр-сказок "Фиолетовый лес" В. В. Воскобовича
Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое
богатство для интеллектуального, нравственного и
речевого развития ребенка.
/В. А. Сухомлинский/
По мнению экспертов, современная обстановка в области экологии становится с каждым годом все более удручающей. Ухудшается состояние почв, загрязняются воды, опресняются моря, уменьшается количество зеленых насаждений, повышается уровень температуры, что приводи к таянию ледников, уменьшается защитный озоновый слой в атмосфере. И это далеко не все проблемы, которые предстоит решить.
Публикация «Формирование экологического сознания дошкольников посредством развивающих игр-сказок В, В, Воскобовича» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Но самое тревожное то, что год от года появляется все больше заболеваний, причиной которых становится «плохая экология». Этот факт не может оставить равнодушным ни одного человека. Особенно, когда болеют дети. Согласно заключениям ВОЗ, 40% всех заболеваний, вызванных плохой экологической обстановкой, приходится именно на детей. Это ли не один из мощнейших аргументов в пользу экологического воспитания дошкольников?
Существует множество определений и составляющих понятия «экологическое сознание» : это знание и понимание человеком своих возможностей воздействия на природу; определение целей такого воздействия; оценка вариантов предполагаемого поведения в экологической среде; учет последствий такого поведения и познание самого себя как элемента экологической системы. Если сказать проще, то экологическое сознание – это понимание необходимости охраны природы, способность предвидеть последствия нерадивого отношения к ней; это чувство ответственности каждого отдельно взятого человека за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле.
В современных программах для ДОО экологическое воспитание (образование) находит отражение в ознакомлении дошкольников с окружающим миром природы и рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие».
Экологическое воспитание (образование, нацеленное на формирование экологического сознания дошкольников, предусматривает решение рядя задач:
формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
воспитание гуманного, эмоционально0положительного, максимально-бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Предполагается, что в процессе экологического образования у детей развивается познавательный
интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества, которые представлены как целевые ориентиры во ФГОС ДО. Более того, нет ни одной образовательной области, предусмотренной ФГОС ДО, через которую «красной нитью» нельзя было бы пропустить задачи экологического образования дошкольников. Для успешного решения поставленных задач необходимо использовать все имеющиеся возможности: экологические модели, дидактические игры и упражнения, иллюстрации, схемы, алгоритмы, аудио и видеозаписи, презентации и многое другое.
В период дошкольного детства ребенок проживает наиболее значимый период в становлении человека. Через игру он познает разнообразие окружающего мира, делает для себя удивительные открытия, учится взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, природой, овладевает различными видами деятельности, воплощая в них собственные впечатления.
Как помочь ему в этом познании? Как сделать этот процесс интересным, привлекательным и «долгоиграющим»?
Поэтому так важно становится для нас сейчас создать для ребенка развивающую среду, увлечь его развивающими играми, стимулировать его воображение, научить его составлять целостные образы.
Задача педагогов – подобрать игры, лишенные излишнего дидактизма, игры, которые были бы ему «по уму и по сердцу», в которых ребенок не только получал бы удовольствие, но и овладел определенными компетенциями, которые понадобятся ему в жизни.
В этом плане большой интерес представляют развивающие игры В. В. Воскобовича. Эти игры нацелены на развитие творческого начала и мышления ребенка. Самостоятельно выполняя разнообразные задания, ребенок делает много открытий и приучается мыслить креативно. Кроме этого, игры способствуют развитию пространственных представлений, навыков конструирования, математических способностей.
Для того чтобы заинтересовать ребенка развивающими играми, образовательной деятельностью в целом, необходимо сначала увлечь его сказкой, дать ему пережить сопричастность к персонажам. После этого в группе или дома ребенок постарается снова пережить очарование сказкой и потянется к этим играм. А там и сам начнет создавать свои образы, по-своему развивать сюжет.
В нашей группе мы имеем насыщенную развивающую среду, наполненную играми, пособиями и сказочными образами технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича. Для решения задач экологической направленности особенно привлекательна развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес». Фиолетовый цвет трактуется как цвет мира, единения, возвращения поиск утраченного. Поэтому вполне логичен тот факт, что основа взаимодействия взрослого с детьми в «Фиолетовом лесу» - это сказочный сюжет. Это сказочное пространство, которое в сочетании с разнообразными играми и сказочными героями дает возможность формирования экологического сознания, а в дальнейшем – экологически правильного поведения.
«Фиолетовый лес» является доступным неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей. Игра способствует формированию у них доброжелательности, внимания, чуткости, наблюдательности и других положительных качеств.
Героями этих сказок стали сказочные персонажи технологии В. В. Воскобовича. Главной особенностью его технологии является то, что ее легко внедрить в обычный игровой процесс, не меняя и не перестраивая привычные рамки. Таким образом получилась некая система, оснащенная наглядностью и разнообразными играми для закрепления и уточнения осваиваемых материалов.
Сначала педагог читает дошкольникам сказку, визуализируя ее с помощью развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» и элементов к ней, а также демонстрируя слайды на экране либо в распечатанном виде. Далее полученные детьми знания закрепляются в образовательной деятельности педагога с детьми, в моментов, в свободном взаимодействии педагога с детьми, а также в предварительно организованной воспитателем самостоятельной деятельности дошкольников.
Ежедневно раскрывая перед ребенком красоту, неповторимость и суть тех или иных природных объектов и явлений, педагог:
создает устойчивый интерес к окружающей природе, обогащает новыми представлениями о ее многообразии, целостности живого организма и его потребностях, отличительных особенностях, способах приспособления к окружающей среде, образе жизни;
формирует понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы;
развивает художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать богатства природы;
создает основы безопасного поведения в природе и здорового образа жизни;
развивает речь детей.
Сказки, подкрепленные яркой наглядностью, размещаемой на пространстве Фиолетовый лес (а также частично демонстрируемой с помощью мультимедийного проектора, удерживает интерес и внимание детей всех возрастов.
Радости в играх – успехов в развитии!
Литература
1. Адлер В. Н., Черисова О. Н. Экологические сказки Фиолетового леса. Методические рекомендации / Под редакцией Л. С. Вакуленко. - Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017.- 80 с. : ил. (Серия «Сказочные лабиринты игры»)
2. Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры: игровая технология интеллектуально-творческого развития детей. СПб., 2017. – 352с.
3. Макушкина С. В. Умные игры в добрых сказках: парциальная программа под редакцией Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017. – 224с.