Людмила Шестакова
Формирование экологических знаний у воспитанников дошкольного возраста коррекционной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее интересным направлением в работе по формированию основ экологических знаний является организация исследовательской деятельности детей. Дети отдают предпочтение при изучении живой и неживой природы экспериментированию, реальным опытам с реальными предметами и их свойствами. Построенная работа по формированию основ экологических знаний позволяет подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранять и преумножать ее красоту.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В работе мы поставили перед собой следующие задачи:
- формирование у дошкольников основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;
- развитие понимания взаимосвязи в природе и места человека в них;
- воспитание любви и бережного отношения ко всему живому на Земле;
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
- формирование навыков экологически грамотного нравственного поведения в природе;
- создание поэтапной системы по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение мониторинга знаний детей.
В детском саду и в группе создана предметно-развивающая среда, которая включает в себя уголок живой природы, календарь природы, познавательно-исследовательский уголок.
Ознакомление с природой родного края в детском саду требует постоянного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация уголка природы в группе. В течение всего дня дети имеют возможность подходить к растениям, рассматривать их вести за ними длительное наблюдение. Календарь природы позволяет вести наблюдение ежедневно, отмечать изменения, происходящие в природе, делать выводы.
Наиболее интересным направлением в работе по формированию основ экологических знаний является организация исследовательской деятельности детей. Дети отдают предпочтение при изучении живой и неживой природы экспериментированию, реальным опытам с реальными предметами и их свойствами.
Экспериментирование используется в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравится деятельность, в которой они вместе с взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Они с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома.
Также мы используем в своей работе и метод проектов. Метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Проекты, реализованные в нашей группе в ходе работы:
- «Лекарственные растения Белгородской области»;
- «Перелётные птицы нашего края»;
- «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь».
Для того чтобы привлечь внимание взрослых к данной проблеме мы решили организовать экологические акции («Помогите пернатым», «Умный взгляд на мусор», «Украсим дом цветами», «Цветущий детский сад») - способствует формированию навыков коммуникативного общения.
Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая, интересная книга. Лучшими страницами этой книги должны стать экологические праздники («В гостях у бабушки Варвары», «Праздник Осени», «День птиц») – наиболее действенное средство воспитания, способствующее всестороннему развитию ребенка. Они будят в его душе интерес к окружающему, воспитывают любовь к природе родного края.
Работа с детьми дошкольного возраста, в первую очередь строится на игре, поскольку это ведущий вид деятельности. На протяжении всего дня, организуем различные игры экологического содержания (подвижные, дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые и т. п.). Тематика игр определяется в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Играя, малыш ненавязчиво познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. Такая форма работы как игротерапия, позволяет естественным для ребёнка образом корректировать не только физическое состояние здоровья, но и психологическое. Решая игровую задачу, дошкольник становится субъектом природного окружения, проникает в причинно – следственные связи законов природы, у него формируется валеологическое мышление.
Основы экологической культуры закладываются в семье, поэтому вся организация детской деятельности в ДОУ происходит при непосредственном участии родителей. В своей работе мы, как педагоги, используем различные формы и методы работы с родителями для вовлечения их в образовательный процесс (родительские собрания, консультации, папки-передвижки, анкеты, круглый стол, конкурсы).
Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не станут единомышленниками и помощниками в экологическом воспитании детей.
Список литературы:
1. Анненков В. Путь к Экологическому человеку // Дошкольное воспитание, 2001 № 7
2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста М., Просвещение, Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. 2000 N 7 С. 38-46.
3. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой/ А. П. Букин М. : Просвещение, 2004.
4. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2009
5. Кондратьева Н. Н. и др. «Мы». Программа экологического образования детей. / Кондратьева Н. Н. и др. 2-е изд., испр. и доп. СПб. : «Детство-пресс».