Кузнецова Анна Николаевна
Формирование экологических представлений о животных родного края у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологических представлений о животных родного края у детей старшего дошкольного возраста
Представления о животных по содержанию относятся к экологическим представлениям. Поэтому остановимся на уточнении сущности и содержании экологических представлений детей старшего дошкольного возраста. Под представлением в его общем виде понимается психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
Публикация «Формирование экологических представлений о животных родного края у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологические представления – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств.
Дети старшего дошкольного возраста знают о природе довольно много. Однако основная часть этих знаний – разрозненные сведения об отдельных видах живых организмов, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. Это проявляется в том, что ребенок может узнать и назвать животное, рассказать о наиболее ярких признаках его внешнего вида, повадках. Сведения же об особенностях жизни животных (где обитают, характер питания, сезонные изменения) у детей старшего дошкольного возраста еще разрозненные и неконкретные.
Старшие дошкольники знают животных, могут назвать от 10 до 45 их представителей. Лучше они знают птиц и млекопитающих, хуже – рыб, земноводных, насекомых, пресмыкающихся. Показательным является тот факт, что дети больше осведомлены об экзотических животных, чем о фауне родного края. Их знания о животных родного края оказываются неточными и неглубокими. Так, в составе животного мира Ульяновской области можно выделить два фаунистических комплекса — подтаёжно-лесостепной и лесо-лугово-степной.
Подтаёжно-лесостепной комплекс приурочен к широколиственным лесам и участкам европейской сосновой тайги в западной части области, включающий в себя типичных таёжных животных — бурого медведя, обыкновенную рысь, азиатского бурундука, глухаря, серую жабу и полизональные виды, распространённые наряду с лесной зоной в лесостепи, таких как волк и европейская косуля.
Лесо-лугово-степной комплекс приурочен к переходной лесостепной зоне и остепнённым участкам на севере, юге и востоке области, включающий в себя как типичных обитателей степей, таких как корсак, большой тушканчик, степной орёл, степная гадюка, так и широко распространённые полизональные виды, такие как лисица обыкновенная, ласка, кряква, среди которых высока пропорция первых.
Всего на территории Ульяновской области зарегистрировано 84 вида млекопитающих, 275 видов птиц, 10 видов пресмыкающихся, 10 видов земноводных, 62 вида рыб.
К старшему дошкольному возрасту дети понимают связи между живым организмом и средой обитания. На конкретном примере они могут связать характер поведения животных с наличием у них соответствующих органов и с особенностями среды их обитания. Дети понимают и используют в речи термины, характеризующие класс животных – птицы, рыбы, насекомые, хищники, грызуны. Часто старшие дошкольники путают понятия «хищники», «звери», «дикие животные». Часто смешивание понятий наблюдается и у родителей, что отражается на представлениях дошкольников о животных родного края. В старшем дошкольном возрасте дети довольно легко находят общие признаки, позволяющие объединить предметы в группу, т. е. классифицировать. Группируя животных по различным основаниям, дошкольники опираются на наглядный образ или на знание обобщающего термина. Часто объединение идет по сходству внешнего строения (наличие усов, ног, хвоста и т. д.) или среды обитания (лес, водоем и т. д.). Это приводит к тому, что в одну группу попадают животные, имеющие сходные, но далеко не существенные признаки.
Ввиду того, что экологическое образование сегодня считается одним из актуальнейших направлений дошкольной педагогики, задачи формирования экологических представлений детально рассматривается в программах для детского сада. Проведя анализ программных материалов, мы пришли к выводу, что наиболее удачно методика формирования экологических представлений у старших дошкольников отражена в следующих программах:
• Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.).
• От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
• среди парциальных программ: «Наш дом - природа» (Н. А. Рыжова, «Мы» (Н. Н. Кондратьева, Т. А. Маркова, Т. А. Виноградова, «Юный эколог» (С. Н. Николаева).
В программе «Детство» поставлен ряд задач по формированию экологических представлений у старших дошкольников. Среди них можно выделить несколько приоритетных: расширять представления детей о различных природных объектах (воздух, вода, почва, о жизни на земле, в земле, воде и в воздухе; закреплять и углублять представления о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах; знакомить с растениями и животными родного края; объяснять экологические зависимости, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления; воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде; формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы, желание беречь природу; систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.
Например, в соответствии с ОО «Познавательное развитие» примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» педагог, реализуя содержание экологического образования детей старшего дошкольного возраста, должен: расширять и уточнять представления детей о природе, учить наблюдать, расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека, расширять представления детей о диких животных : где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге, расширять представления о птицах (на примере ласточки, скворца и др., дать детям представления о пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др., формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках, знакомить детей с многообразием родной природы.
Таким образом, анализ некоторых программ по экологическому образованию детей дошкольного возраста позволяет сделать следующий вывод. Большинство программ остаются ориентированными в первую очередь на формирование у детей дошкольного возраста системы знаний, представлений о мире природы. Вместе с тем не во всех программах уделяется внимание реализации регионального компонента содержания экологического образования, краеведческого принципа. Наиболее полно и обстоятельно содержание представлений о природе отражено в программах «Детство», «От рождения до школы». Они предусматривают не только усвоение конкретного объема экологических представлений, но и ставят задачу формирования представлений о животных родного края.